Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение по делу об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ
Документ от 12.09.2019, опубликован на сайте 13.09.2019 под номером 83255, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 6.3, Изменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тазетдинова З.А.                                                  Дело № 12-173/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                 12 сентября 2019 года

 

Судья Ульяновского областного суда Лифанова З.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» Калмыкова Евгения Владимировича на постановление судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 3 июля 2019 года,

 

установила:

 

постановлением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 03.07.2019 общество с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» (далее – ООО «ЦентрЭкоТех») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор ООО «ЦентрЭкоТех» Калмыков Е.В. не соглашается с вынесенным постановлением судьи, просит его изменить.

В обоснование жалобы указывает, что наблюдательные скважины ООО «ЦентрЭкоТех» не являются водоисточником, используемым для централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения, для рекреационного и культурно-бытового водопользования, а также источником питьевой воды и воды в системах горячего водоснабжения.

Судом не дана правовая оценка протоколу лабораторных испытаний. Требования ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» не применимы к подобным объектам.

Полагает ошибочным вывод суда о нарушении требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», поскольку границы объекта изменились, также изменились технологические процессы на объекте. Считает, что срок проведения исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и подачи заявления об установлении санитарно-защитной зоны - до 06.03.2020.   

Во исполнение п.13 распоряжения от 22.03.2019 Обществом в Управление Роспотребнадзора был предоставлен заключительный акт от 13.12.2018 по результатам проведенного периодического медицинского осмотра работников за 2018 год, что свидетельствует о наличии у общества поименного списка на лиц, работающих в структурных подразделениях, подлежащих периодическому медицинскому осмотру. Без поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, не представляется возможным пройти медицинский осмотр и, как следствие, не будет выдан заключительный акт. 

В дополнениях к жалобе указывает, что при проведении в отношении ООО «ЦентрЭкоТех» внеплановой проверки в 2018 году при проведении лабораторных испытаний величина допустимого уровня химических веществ в водном объекте не нормировалась. Обращает внимание также на то, что поименный список лиц, подлежащих прохождению периодическому медицинскому осмотру, на предприятии имеется, просит приобщить его к материалам дела.

Подробно позиция Калмыкова Е.В. изложена в жалобе и дополнениях к ней.

В возражениях относительно жалобы  руководитель Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Бородков Д.А. просит постановление судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы с учетом дополнений, возражения относительно жалобы, и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав доводы защитника ООО «ЦентрЭкоТех» - Ботя И.В., поддержавшей доводы жалобы, допросив должностное лицо, составившее протокол, - Сахарову Г.Н., полагаю, что вмененное ООО «ЦентрЭкоТех» нарушение верно квалифицированно по ст.6.3 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В силу статей 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарно-эпидемиологических требований является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В случае если у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то в силу части 2 статьи 2.1 указанного Кодекса такое юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности.

Как видено из материалов дела, в вину ООО «ЦентрЭкоТех» вменено то, что 09.04.2019 юридическим лицом были допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: п.п.6.5, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; п.7.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; п.19 Приложения №3 Приказа МЗ и СР РФ от 12.04.2011 №302Н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», допущенные при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении. 

Вина ООО «ЦентрЭкоТех» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Срок давности и порядок привлечения ООО «ЦентрЭкоТех» к административной ответственности не нарушены.

Вопреки доводам жалобы о том, что требования Гигиенических нормативов 2.1.5.13.15-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» не распространяются на деятельность ООО «Центрэкотех», не исключает обязанность общества принимать меры по недопущению угрозы жизни и здоровью населения в процессе осуществления своей деятельности путем принятия мер по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

Так, в соответствии с п. 6.5 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 технологические процессы полигона ТБО должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха, установленных в гигиенических нормативах. Гигиенические нормативы безопасности воды, установлены в указанных выше ГН 2.1.5.1315-03. Данные нормативы ПДК загрязняющих веществ в воде должны применяться в целях исключения возможного негативного влияния полигона ТБО.

Довод о том, что спорные показатели химических загрязняющих веществ в воде не нормируются, основан на неверном толковании закона, в связи с чем является несостоятельным.

Так, в соответствии с п.6.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» по согласованию с территориальным ГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона. Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются санитарно-химические показатели, а также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо по согласованию с контролирующими органами расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды по уровня ПДК.

Исходя из требований п.6.7 СанПиН 2.1.7.1038-01для проведения оценки соответствия качества грунтовых вод необходим отбор проб из двух наблюдательных скважин (выше и ниже по потоку грунтовых вод). При проведении внеплановой выездной поверки от 30.05.2018 отбор проб грунтовых вод осуществлялся только из одной из скважин (протокол лабораторных испытаний от 28.05.2018 №15568), поэтому провести оценку качества подземных грунтовых вод на соответствие государственных норм в границах ПДК не представлялось возможным.

При проведении в 2019 году плановой проверки было отобрано 2 пробы из обеих скважин (верхней и нижней), после чего проведено исследование на соответствие государственных норм в границах ПДК.

Кроме того, протокол лабораторных испытаний от 28.05.2018 №15568, на который ссылается заявитель, не содержит ссылки на  СП 2.1.7.1038-01.

Довод общества о том, что общество обязано провести исследования атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, а также подать заявление об установлении санитарно-защитной зоны, в том числе проекта санитарно-защитной зоны не до 15.03.2019, а до 06.03.2020 противоречит требованиям действующего законодательства.

В качестве полигона ТБО ООО «ЦентрЭкоТех» внесено в Государственный реестр объектов размещения отходов 25.09.2014, договор аренды земельного участка для размещения полигона ТБО был заключен в  2005 году.

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов» в отношений полигонов ТБО подлежит установление санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенные в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных указанным выше постановлением, в срок не более одного года со дня вступления указанного постановления в силу, а именно не позднее 15.03.2019.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 данный документ вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.03.2018) – 15.03.2018.

Пункт 7 указанных правил, на который ссылается заявитель жалобы, распространяется на правообладателей объектов, в отношении которых уже установлена или изменена санитарно-защитная зона. В отношении ООО «ЦентрЭкоТех» санитарно­-защитная зона не устанавливалась и не изменялась.

Ссылка заявителя на то, что ими был пройден предварительный этап согласования СЗЗ, и то, что форма заявления об установлении санитарно-защитной зоны была утверждена лишь в декабре 2018 года, правового значения не имеет, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 вступило в силу 15.03.2018.

Следовательно, указанные требования должны были быть исполнены         до 15.03.2019. После утверждения Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 №1000 формы заявления об установлении санитарно-защитной зоны у ООО «ЦентрЭкоТех» имелась реальная возможность соблюсти требования закона, но этого им не было сделано.

Вместе с тем, довод общества о наличии поименного списка лиц, работающих в структурных подразделениях общества, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, нахожу заслуживающим внимания.

Так, согласно акту проверки от 07.05.2019, протоколу об административном правонарушении ООО «ЦентрЭкоТех»  при проведении проверки поименные списки указанных лиц представлены не были, был представлен только заключительный акт, чем, по мнению административного органа, был нарушен п.7.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; п.19 Приложения №3 Приказа МЗ и СР РФ от 12.04.2011 №302Н.

С таким выводом согласился районный суд.

Однако, Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», п.19 Приложения №3 к которому предусмотрено составление поименного списка, не относится к санитарным правилам или гигиеническим нормативам, не соблюдение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.

Вмененное же в вину обществу нарушение п.7.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» не содержит положений и требований о поименных списках.

В этой связи из объема вины ООО «ЦентрЭкоТех»  подлежит исключению вывод о нарушении п.7.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; п.19 Приложения №3 Приказа МЗ и СР РФ от 12.04.2011 №302Н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

В остальной части постановлении е судьи является правильным и изменению или отмене не подлежит.

Положения ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены, наказание назначено с учетом обстоятельств дела в соответствии с санкцией ст.6.3 КоАП РФ в минимальном размере.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1- 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от                   3 июля 2019 года изменить.

Исключить из объема вины общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» п.7.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; п.19 Приложения №3 Приказа МЗ и СР РФ от 12.04.2011 №302Н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

В остальной части постановление судьи оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» Калмыкова Евгения Владимировича – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                            Лифанова З.А.