Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О выдаче свидетельства на социальную выплату
Документ от 03.09.2019, опубликован на сайте 13.09.2019 под номером 83203, 2-я гражданская, об обязании выдать свидетельство о праве на социальную выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                        Дело № 33-3474/2019                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    3 сентября 2019 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Лифановой З.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хамраевой Елены Александровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Хамраевой Елены Александровны, Хамраева Романа Рустамовича к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» об обязании выдать свидетельство о праве на социальную выплату – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Хамраевой Е.А., ее представителя Екимовского П.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Ерлычковой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Хамраева Е.А., Хамраев Р.Р. обратились в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности выдать свидетельство о праве на социальную выплату. В обоснование иска указали, что постановлением администрации муниципального образования «Ульяновский район» №*** от 20 марта 2014 года Хамраева Е.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве таковой. На основании заявления от 24 марта 2014 года семья Хамраевых в составе трех человек (супруги – истцы и несовершеннолетняя дочь) включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Со своей стороны они выполнили условия для получения свидетельства о праве на социальную выплату, установленные соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050. Министерством в 2017 году был сформирован список семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, в котором числится и их семья. Одна из четырех семей – претендентов из данного списка получила в 2018 году социальную выплату, а их семья нет. Просили в судебном порядке обязать ответчиков выдать свидетельство о праве на социальную выплату.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Хамраева Е.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что отказывая в иске, суд исходил из того, что выдача свидетельства о праве на социальную выплату обусловлена финансовыми возможностями государства, при этом не применил нормы права, подлежащие применению, а именно п.10 Приложения № 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 17 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Рассчитывая получить социальную выплату, семья оформила ипотечный кредит, который в настоящее время не в состоянии оплачивать.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Хамраева Р.Р., представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением № ***  администрации муниципального образования «Ульяновский район» от 20 марта 2014 года  Хамраева Е.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании заявления от 24 марта 2014 года семья истцов в составе трех человек – супруги Хамраевы и их несовершеннолетняя дочь, включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Решением № *** комиссии по реализации программ по улучшению жилищных условий администрации муниципального образования «Ульяновский район» от 8 апреля 2015 года сохранено право Хамраевых состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для получения субсидий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

24 ноября 2017 года Министерством семья истцов включена в число молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. 

29 ноября 2017 года администрация муниципального образования «Ульяновский район» довела до истцов решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году.

Однако в 2018 году семье Хамраевых свидетельство о праве на социальную выплату выдано не было ввиду недостаточного финансирования на эти цели из бюджета субъекта Российской Федерации.

Супруги Хамраевы Е.А. и Р.Р., полагая, что им незаконно не было выдано свидетельство о праве на социальную выплату в 2018 году, обратились в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2016 года №159-П «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области на 2014 - 2021 годы» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014 - 2021 годы» установлено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, связанных с реализацией муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей, предусматривающих мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство жилого объекта индивидуального жилищного строительства.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам в форме субсидий, является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Министерство вносит в установленном порядке предложения по перераспределению объемов бюджетных ассигнований, утвержденных законом Ульяновской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, на предоставление субсидий, не подтвержденных органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области принятыми бюджетными обязательствами по состоянию на 1 ноября текущего финансового года.

Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на цели, указанные в пункте 2 названного Порядка.

Законом Ульяновской области № 103-ЗО от 9 октября 2018 года «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 год» предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта  - субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей муниципальному учреждению «Управление финансов муниципального образования Ульяновский район» Ульяновской области  в сумме 485 422,88 руб., которые были распределены.

Вопреки доводам жалобы истца, отказывая в иске, суд первой инстанции правильно исходил из того, что выдача свидетельства о праве на социальную выплату обусловлена финансовыми  возможностями  государства.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым отметить, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года № 3-О и от 23 апреля 2015 года №997-О).

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании ном закона.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хамраевой Елены Александровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи