Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения
Документ от 10.09.2019, опубликован на сайте 13.09.2019 под номером 83196, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова М.С.                                                                        Дело № 33-3514/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                         10 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2019 года, по которому с учетом постановлено:

исковые требования и.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Иощенко Михаила Михайловича, к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по своевременному обеспечению Иощенко Михаила Михайловича специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обеспечить Иощенко Михаила Михайловича, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Иощенко Михаила Михайловича, к муниципальному учреждению Отдел образования администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с иском в  интересах Иощенко М.М. к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, МУ отдел образования МО «Тереньгульский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить  специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведения прокуратурой района проверки установлено, что Иощенко М.М., *** года рождения, в чьих интересах заявлен настоящий иск, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного за ним жилого помещения не имеет. Его родители - М*** Н*** Е*** и И*** М*** В*** в 2005 были лишены родительских прав Барышским городским судом Ульяновской области.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 8 ноября 2016 года несовершеннолетний Иощенко М.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

В настоящее время Иощенко М.М. зарегистрирован и проживает по адресу: ***, в жилом помещении, не принадлежащем ему на праве собственности. Данный ребенок собственником объектов недвижимости не является. Дата возникновения права на обеспечение жилым помещением у истца возникло 22 января 2019 года.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области и МУ Отдел образования администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области по своевременному обеспечению Иощенко М.М. специализированным благоустроенным жилым помещением; обязать ответчиков обеспечить Иощенко М.М. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указано, что в настоящее время отсутствует должное финансирование программы по предоставлению детям данной категории соответствующего жилья, в связи с чем у Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в целях реализации положений закона Ульяновской области от 6 мая 2016 года № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», отсутствуют основания для заключения государственных контрактов в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не отрицает, что Иощенко М.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, считает, что предоставление данному лицу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма незаконно, поскольку в указанный список включено более 1200 человек, которые также имеют право на предоставление жилья.

В возражении на данную апелляционную жалобу прокурор Тереньгульского района Ульяновской области просит обжалуемое решение оставить без изменения, а поданную на него апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального образования «Тереньгульский район», представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Иощенко Михаил Михайлович, *** года рождения, в чьих интересах заявлен прокурором настоящий иск, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Иощенко М.М. родился в г. ***. Его родителями являются М*** Н*** Е*** и И*** М*** В***, что подтверждается свидетельством о рождении истца серии *** № ***, выданном Ленинской поселковой администрацией Барышского района Ульяновской области 10 декабря 2001 года.

М*** Н*** Е*** и И*** М*** В*** были 3 июня 2005 года лишены родительских прав на основании решения Барышского городского суда Ульяновской области.

Постановлением  главы администрации МО «Павловский район» от 30 марта 2007 года № 54 установлена опека над несовершеннолетними Иощенко М.М.

Распоряжением главы администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от 18 июня 2007 года № 258-р несовершеннолетний Иощенко М.М. принят на опекунский учет.

Иощенко М.М. состоит на первичном учете в отделе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних управления образования администрации МО «Барышский  район» с  29 августа 2011 года.

Из свидетельства № 202 о регистрации по месту пребывания, а также из сведений Миграционного пункта ОП МО МВД России «Сенгилеевский» (дислокация в р.п. Тереньга) следует, что Иощенко М.М. с 9 сентября 2016 года по 9 сентября 2019 года значится зарегистрированным по месту пребывания по адресу: ***9.

Согласно сведениям ОГУП БТИ Барышский филиал и Управления Росреестра по Ульяновской области информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на имя Иощенко М.М. отсутствует.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 8 ноября 2016 года (протокол № 16) Иощенко М.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Иощенко М.М. не является обеспеченным жилым помещением, поскольку он зарегистрирован в жилом помещении, проживание в котором не обеспечивает его учетной нормой жилой площади. Жилого помещения, где бы он имел право проживать на условиях найма или собственности с учетом обеспеченности учетной нормой, данное лицо не имеет.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

При таких обстоятельствах истец имеет право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства.

С учетом положений п. 3 постановления Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2012 года  № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» суд обоснованно возложил на ответчика -Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обязанность обеспечить Иощенко М.М. специализированным жилым помещением.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам, приведенным ответчиком в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи: