Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании неосновательного обогащения (ГЖС)
Документ от 27.08.2019, опубликован на сайте 17.09.2019 под номером 83121, 2-я гражданская, о взыскании суммы неосновательного обогащения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Гришин П.С.                                                                        Дело № 33-3392/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      27 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В. и Коротковой Ю.Ю.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению заместителя военного прокурора Северного флота на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования заместителя военного прокурора Северного флота заявленные в интересах Российской Федерации удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с Воронкова Алексея Александровича в счет возврата неосновательного обогащения 1 511 136 руб.

Взыскать с Воронкова Алексея Александровича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 15 755 руб. 68 коп.

В остальной части в удовлетворении исковых требований заместителю военного прокурора Северного флота отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения представителя военного прокурора Северного флота Фатича А.С., поддержавшего представление, пояснения Воронкова А.А. и его представителя Артемовой Д.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

Заместитель военного прокурора Северного флота обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к Воронкову А.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения, судебных расходов.

В обоснование исковых требований указал, что Военной прокуратурой Северного флота проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при реализации военнослужащими предусмотренного законом права на жилье.

Установлено, что майор запаса Воронков А.А., *** года рождения, последовательно проходил военную службу по контракту по военно-учетной специальности, откуда 26.05.2008 уволен по состоянию здоровья и 12.07.2008 после сдачи дел и должности начальника службы горючего и смазочных материалов в/части *** исключен из списков личного состава в/части.

Перед предстоящим увольнением с военной службы 29.01.2008 Воронков А.А. обратился к командиру в/части *** с рапортом, согласно которому просил включить его в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС) на состав семьи из 4-х человек для приобретения жилого помещения в г. Санкт-Петербурге. При этом он указал, что члены его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации не имеют.

Вместе с тем, у супруги Воронковой Л.М., с которой он состоял в зарегистрированном браке с 01.02.2003, и её дочери от первого брака - В*** *** года рождения, имелось в собственности по 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: г. ***, ул. ***, д. ***, кв. ***, общей площадью 49,80 кв.м, полученных в порядке приватизации.

В период брака у Воронковых родился совместный ребенок – сын ***А., *** года рождения.

13.05.2005 Воронков А.В. и его супруга приобрели квартиру, расположенную по адресу: г. ***, ул. ***, д. ***, кв. ***, общей площадью 35,05 кв.м, право собственности на которую 08.06.2005 было зарегистрировано на Воронкову Л.М.

18.07.2009 Воронков А.А. обратился к начальнику государственного учреждения 1973 отделения морской инженерной службы (далее - ГУ 1973 ОМИС) с заявлением, в котором просил выдать ему на состав семьи из 4-х человек ГЖС для приобретения жилого помещения в г. Санкт-Петербурге, скрыв о наличии в собственности членов своей семьи указанных жилых помещений.

20.07.2009 ГУ 1973 ОМИС Воронкову А.А. выдан ГЖС серия *** № *** на состав семьи из 4-х человек для приобретения жилья в г. Санкт-Петербурге на общую сумму 2 289 600 руб., который после его реализации был оплачен 20.09.2009.

В соответствии с пунктом 1 решения Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения по              г. Ульяновску установлена в размере 12 кв.м.

При указанных обстоятельствах с 2005 года Воронков А.А. и члены его семьи были обеспечены жилой площадью в размере 68,25 кв.м (35,05 кв.м + 33,2 кв.м (2/3 от 49,80 кв.м)), что значительно превышало учетную норму площади жилого помещения для г. Ульяновска, в связи с чем он ни при каких обстоятельствах не имел права на получение ГЖС.

Таким образом, Воронков А.А., зная о том, что при увольнении с военной службы при определенных условиях он может претендовать на получение жилья от Минобороны России, вопреки требованиям закона и нормативно-правовых актов, не сообщил должностным лицам органов жилищного обеспечения Минобороны России о наличии в его собственности жилых помещений и не произвел их отчуждение (как требуют указанные выше нормы) в государственную или муниципальную собственность.

На основании изложенного, Воронков А.А. неосновательно обогатился денежными средствами в размере стоимости 72 кв.м, выделенных по ГЖС, в сумме 2 289 600 руб. (72 кв.м х 26 500 руб. х 1,2), путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, а именно путем обмана, то есть совершил неосновательное обогащение чужим имуществом.

Истец просил взыскать в пользу Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с Воронкова А.А. сумму неосновательного обогащения в размере 2 289 600 руб., государственную пошлину в размере 19 648 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционном представлении заместитель военного прокурора Северного флота просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В представлении указывает на неправильное применение судом норм материального права при принятии решения, поскольку законодателем не предусмотрено разделение совместно проживающих членов семьи на обеспеченных и не обеспеченных жильем. Для определения нуждаемости Воронкова А.А. суд необоснованно исключил квартиру, находящуюся в собственности супруги Воронкова А.А. – Воронковой Л.М. и её дочери В***

В силу пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что Воронкову А.А. и проживающим совместно с ним членам его семьи с 2005 года принадлежала жилая площадь - 68,25 кв.м, то есть на каждого члена семьи приходилось не менее 17 кв.м, следовательно, он не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и, соответственно, не имел право на получение ГЖС.

В возражениях на апелляционное представление прокурора Воронков А.А. просит решение суда оставить без изменения, а представление прокурора - без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Воронков А.А., *** года рождения, проходил военную службу по контракту в в/части *** в должности начальника службы горючего и смазочных материалов в воинском звании «майор» до 12.07.2008.

С 01.02.2003 Воронов А.А. состоял в браке с Воронковой Л.М. (Волковой Л.М.), *** года рождения, у которой имелась дочь от первого брака - В***., *** года рождения. В период брака у Воронковых родился сын - ***А., *** года рождения.

13.05.2005 Воронковы приобрели квартиру, общей площадью 35,05 кв.м, расположенную по адресу: г. ***, ул. ***, д. ***, кв. ***, право собственности на которую было зарегистрировано 08.06.2005 на Воронкову Л.М.

Также из материалов дела следует, что 21.03.2002 Волкова Л.М. и её дочь В***. в порядке приватизации приобрели в собственность по 1/3 доли квартиры, общей площадью 49,80 кв.м, расположенной по адресу: г. ***,   ул. ***, д. ***, кв. ***.

29.01.2008 Воронков А.А. обратился к командиру в/части *** с рапортом, согласно которому просил включить его в списки кандидатов на получение ГЖС на состав семьи из 4-х человек для приобретения жилого помещения в г. Санкт-Петербурге.

18.07.2009 Воронков А.А. обратился к начальнику государственного учреждения 1973 отделение морской инженерной службы (далее - ГУ 1973 ОМИС) с заявлением, в котором просил выдать ему на состав семьи из 4-х человек ГЖС для приобретения жилого помещения в г. Санкт-Петербурге.

20.07.2009 ГУ 1973 ОМИС Воронков А.А. выдан ГЖС серия *** № *** на общую сумму 2 289 600 руб. на состав семьи из 4-х человек, из расчета общей площади 72 кв.м, стоимости 1 кв. м - 26 500 руб., коэффициент 1,2, который после его реализации был оплачен 20.09.2009.

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, c учетом правовой позиции ответчика, пришел к выводу о том, что Воронков А.А. имел право на получении государственного жилищного сертификата из расчета 24,48 кв.м, что в стоимостном выражении составляет 778 464 руб., и свидетельствует о наличии с его стороны неосновательного обогащения в размере 1 511 136 руб.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 08.05.2006) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Пунктом 14 Правил определено, что при расчете размера социальной выплаты для приобретения жилья на территории г Санкт-Петербурга применяется повышенный коэффициент к нормативу стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Российской Федерации в размере 1,2.

На основании пункта 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более; 42 кв.м на семью из 2-х человек.

Согласно подпункту «и» пункта 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися  в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

В силу подпункта «а» пункта 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений  или улучшении жилищных условий и военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).

В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подпункт «а» пункта 10 Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований – предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из пояснений Воронкова А.В. следует, что ему не было известно о наличии у его супруги Воронковой Л.Н. и её дочери В***. в собственности по 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: г. ***, ул. ***, д. ***, кв. ***, которые были приобретены ими в порядке приватизации по договору от 21.03.2002, то есть до брака с Воронковым А.В.

Доводы Воронкова А.А. в указанной части опровергнуты не были. Из материалов дела следует, что в квартире по адресу: г. ***, ул. ***      д. *** кв. *** ни Воронков А.А., ни его несовершеннолетний сын ***А. никогда зарегистрированы не были. В материалах дела отсутствуют сведения о том, какие документы были представлены Воронковым А.А. в жилищную комиссию, и какие обязательства были даны последним для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. С момента выдачи государственного жилищного сертификата прошло около 10 лет.  

При указанных обстоятельствах, с учетом позиции ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, не установив виновных действий ответчика в не предоставлении полной информации о наличии жилых помещений у членов его семьи.

Доводы, содержащиеся в апелляционном представлении, сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в принятом судом по делу решении.

Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы апелляционного представления, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определении судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционное представление заместителя военного прокурора Северного флота – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: