Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 03.09.2019, опубликован на сайте 09.09.2019 под номером 83086, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить наличие медицинских средств, медицинской техники и исправного медицинского оборудования, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Шапарева И.А.                                                                   Дело № 33а-3516/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     3 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре   Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 апреля 2019 года, по которому постановлено:  

административный иск прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области  по неорганизации обеспечения наличия в ГУЗ «Большенагаткинской РБ», расположенной по адресу: ***,  следующих медицинских средств: в  кабинете    врача – эндокринолога  поликлиники неврологического набора для диагностики диабетической нейропатиии (монофиламент, градуированный камертон);в кабинете  врача-  хирурга поликлиники -переносного набора для реанимации, сейфа для хранения лекарственных препаратов; в  кабинете   врача- офтальмолога  поликлиники - автоматического рефрактометра, автоматического проектора знаков с принадлежностями, диафаноскопа, экзофтальмометра, бинокулярного офтальмоскопа для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, диагностической офтальмологической универсальной трехзеркальной линзы для офтальмоскопии, гониоскопа, офтальмологического фонарика; а  также системы разводки медицинских газов, сжатого воздуха, незаконным.

Признать бездействие  Государственного   учреждения   здравоохранения Ульяновской области  по необеспечению наличия в ГУЗ «Большенагаткинской РБ», расположенной по адресу: ***,  следующих медицинских средств: в  кабинете    врача – эндокринолога  поликлиники неврологического набора для диагностики диабетической нейропатиии (монофиламент, градуированный камертон); в кабинете  врача-  хирурга поликлиники -переносного набора для реанимации, сейфа для хранения лекарственных препаратов; в  кабинете   врача- офтальмолога  поликлиники - автоматического рефрактометра, автоматического проектора знаков с принадлежностями, диафаноскопа, экзофтальмометра, бинокулярного офтальмоскопа для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, диагностической офтальмологической универсальной трехзеркальной линзы для офтальмоскопии, гониоскопа, офтальмологического фонарика; а  также системы разводки медицинских газов, сжатого воздуха, незаконным.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области   организовать обеспечение наличия в ГУЗ «Большенагаткинской РБ», расположенной по адресу: ***,  следующих медицинских средств: в  кабинете    врача – эндокринолога  поликлиники неврологического набора для диагностики диабетической нейропатиии (монофиламент, градуированный камертон);в кабинете  врача-  хирурга поликлиники -переносного набора для реанимации, сейфа для хранения лекарственных препаратов; в  кабинете   врача- офтальмолога  поликлиники - автоматического рефрактометра, автоматического проектора знаков с принадлежностями, диафаноскопа, экзофтальмометра, бинокулярного офтальмоскопа для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, диагностической офтальмологической универсальной трехзеркальной линзы для офтальмоскопии, гониоскопа, офтальмологического фонарика; а  также  системы разводки медицинских газов, сжатого воздуха 12 палат терапевтического корпуса стационара ГУЗ «Большенагаткинской РБ», помещения отделения анестезиологии – реанимации ГУЗ «Большенагаткинской РБ» и операционного блока   ГУЗ «Большенагаткинской РБ», в реанимационном отделение «Большенагаткинской РБ», расположенной по адресу: ***, исправного аппарата искусственной вентиляции легких, анализатора глюкозы и лактозы в крови в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ГУЗ «Большенагаткинская РБ», обеспечить наличие в                                 ГУЗ «Большенагаткинская РБ», расположенной по адресу***, следующих медицинских средств:  в  кабинете    врача – эндокринолога  поликлиники неврологического набора для диагностики диабетической нейропатиии (монофиламент, градуированный камертон);в кабинете  врача-  хирурга поликлиники -переносного набора для реанимации, сейфа для хранения лекарственных препаратов; в  кабинете   врача- офтальмолога  поликлиники - автоматического рефрактометра, автоматического проектора знаков с принадлежностями, диафаноскопа, экзофтальмометра, бинокулярного офтальмоскопа для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, диагностической офтальмологической универсальной трехзеркальной линзы для офтальмоскопии, гониоскопа, офтальмологического фонарика; а  также  системы разводки медицинских газов, сжатого воздуха 12 палат терапевтического корпуса стационара ГУЗ «Большенагаткинской РБ», помещения отделения анестезиологии – реанимации ГУЗ «Большенагаткинской РБ» и операционного блока                               ГУЗ «Большенагаткинской РБ»; в реанимационном отделение                                          ГУЗ «Большенагаткинской РБ», расположенной по адресу: ***, исправного аппарата искусственной вентиляции легких, анализатора глюкозы и лактозы в крови в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                         Сальникова  А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

установила:

прокурор Цильнинского района Ульяновской области  обратился   в  суд   с  иском в интересах неопределенного круга лиц к  Министерству   здравоохранения    Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница»  (далее ГУЗ «Большенагаткинская  РБ»)  о  признании    бездействия  незаконным  и   возложении  обязанности   обеспечить     наличие    медицинских  средств,  медицинской   техники   и  исправного  медицинского  оборудования.

В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой района  проверкой  выявлены нарушения Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология», Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты»,  Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия».

В реанимационном отделение аппарат искусственной вентиляции легких «Моннал Т75» находится в нерабочем состояние, наряду с этим в централизованной лаборатории указанного учреждения здравоохранения анализатор глюкозы и лактозы в крови также находится в нерабочем состояние.

В связи с вышеуказанными нарушениями прокуратурой района в адрес главного врача ГУЗ «Большенагаткинская РБ» 17.01.2018 вынесено представление об устранение нарушений требований законодательства в сфере оказания гражданам медицинской помощи, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены не были.

Судом  в качестве  заинтересованного лица по делу привлечено  Министерство  финансов   по  Ульяновской   области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

В обоснование жалобы указывает, что ГУЗ «Большенагаткинская РБ» является государственным учреждением здравоохранения, самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства и финансовом органе Ульяновской области, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.

В настоящее время медицинские учреждения имеют следующие источники доходов: за счет средств ОМС, бюджетное финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент, и доход от предпринимательской или иной деятельности.

Министерство является исполнительным органом государственной власти, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить  его без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказаниями медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Факт нарушения  Порядка  оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология», утвержденному приказом Минздрава России от  12.11.2012 № 899н,  Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденному приказом Минздрава России  от 15.11.2012 № 922н,  Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты», утвержденному приказом Минздрава России от  12.11.2012 № 902н,  Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному  приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 923н в виде отсутствия  в  кабинете    врача – эндокринолога  поликлиники неврологического набора для диагностики диабетической нейропатиии (монофиламент, градуированный камертон),  в кабинете  врача- хирурга поликлиники - переносного набора для реанимации, сейфа для хранения лекарственных препаратов; в  кабинете   врача-офтальмолога  поликлиники - автоматического рефрактометра, автоматического проектора знаков с принадлежностями, диафаноскопа, экзофтальмометра, бинокулярного офтальмоскопа для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, диагностической офтальмологической универсальной трехзеркальной линзы для офтальмоскопии, гониоскопа, офтальмологического фонарика; а  также  системы разводки медицинских газов, сжатого воздуха                         12 палат терапевтического корпуса стационара ГУЗ «Большенагаткинской РБ», помещения отделения анестезиологии – реанимации ГУЗ «Большенагаткинской РБ» и операционного блока  ГУЗ «Большенагаткинской РБ», в реанимационном отделение «Большенагаткинской РБ», расположенной по адресу: ***, исправного аппарата искусственной вентиляции легких, анализатора глюкозы и лактозы в крови  нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и ответчиками не оспаривался.

В связи с этим суд первой  инстанции обоснованно возложил на                           ГУЗ «Большенагаткинская ЦБ»  обязанность  по обеспечению  вышеназванными   медицинскими средствами, медицинской  техники и исправного оборудования, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по  организации обеспечения наличия  необходимого медицинского   оборудования.

Доводы Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, не состоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. С 14.01.2019 Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области переименовано в Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Согласно п. 1.1, 1,4, 2.2.17 Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальный орган, а также через медицинские организации государственной системы здравоохранения, государственные организации социального обслуживания, государственные организации социальной защиты населения и государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство.

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения и социальной сферы; формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Таким образом, именно через Министерство выделяются денежные средства из областного бюджета на содержание ГУЗ «Большенагаткинская РБ». Именно Министерство вправе запрашивать из областного бюджета денежные средства на выполнение возложенных на медицинские учреждения задач путем подготовки предложений по составлению областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в полномочия Министерства по исполнению настоящего судебного решения входит финансирование  на  приобретение  медицинских средств, медицинской техники и исправного   медицинского оборудования.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 апреля 2019 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                       Судьи: