Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании единовременной выплаты
Документ от 27.08.2019, опубликован на сайте 09.09.2019 под номером 83078, 2-я гражданская, о предоставлении внеочередной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Земцова О.Б.                                                                       Дело № 33-3481/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           27 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Грудкиной Т.М.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сайфутдинова Рамая Нурисламовича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 июня 2019 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Сайфутдинова Рамая Нурисламовича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации о возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения во внеочередном порядке, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения адвоката Широковой С.В., представляющей интересы Сайфутдинова Р.Н. и поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Варнакова А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сайфутдинов Р.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование исковых требований указал, что решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Ульяновской области, оформленного протоколом № 1 от 10 марта 2017 года он был принят на учет на предоставление единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1-го человека за № ***. Данное решение утверждено распоряжением Управления Росгвардии по Ульяновской области от 10 марта 2017 года № 542/393. С 15 августа 1994 года по 25 декабря 2017 года он служил непрерывно в органах внутренних дел и войсках национальной гвардии Российской Федерации. Общий стаж составил 25 лет 04 месяца 12 дней. За время службы имеет многочисленные Правительственные награды за заслуги перед отечеством. Вышел на пенсию 26 декабря 2017 года по ст.82 ч.3 п.1 в связи болезнью на основании заключения ВВК о непригодности к службе в ОВД, имеет многочисленные ранения и контузии. А также в связи с этим является инвалидом *** группы в связи с военной травмой, полученной в период службы в ОВД и войсках национальной гвардии Российской Федерации. Во время службы жильем обеспечен не был, в связи с чем встал на очередь 10 марта 2017 года на получение  единовременной социальной выплаты (далее- ЕСВ). До настоящего времени он денежную компенсацию для приобретения или строительства жилья не получил, проживает в трехкомнатной квартире с родителями, сестрой и двумя племянниками. Места для отдыха в данной квартире он не имеет, болезни продолжают прогрессировать. Его постоянно мучают головные боли в связи с полученными травмами во время службы, а также имеются сопутствующие заболевания, в том числе и *** в связи с ***. В настоящее время не работает в связи с прогрессирующей болезнью. При выходе на пенсию его обязаны были полностью рассчитать, в том числе и выплатить ЕСВ для приобретения или строительства жилья. Однако до настоящего времени денежную компенсацию он так и не получил.  Неоднократно обращался в жилищную комиссию Управления Рогвардии по Ульяновской области с просьбой выплатить ЕСВ в связи с первоочередностью по указанным выше основаниям: в связи с получением военной травмы, имеющейся инвалидностью *** группы, многочисленными Правительственными наградами и поощрениями во время прохождения службы, однако сотрудники указанного ведомства отказывают ему в первоочередной выплате ЕСВ. Полагает, что он относится к категории лиц, имеющих право на досрочное получение ЕСВ на приобретение или строительство жилья. Более того, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 339 значительно сокращается перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в том числе п.4 - ***. Считает, что на основании данного Постановления Правительства РФ имеет право на получение ЕСВ во внеочередном порядке.

По уточненным требованиям истец просил обязать  Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области предоставить ему социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек из расчета + 33,0 кв.м вне очереди в сумме 2 952 142 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление жилищной политики и имущественных отношений Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Сайфутдинов Р.Н.  не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на необоснованность и незаконность решения суда. Указывает, что при увольнении со службы ему должен был быть произведен полный расчет, в том числе и произведена  единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилья. В ходе рассмотрения дела было установлено, что истец с 15.08.1994 по 25.12.2017 служил непрерывно в органах внутренних дел, а в последнее время войсках национальной гвардии РФ, общий стаж составил 25 лет 04 месяца 12 дней, откуда вышел на пенсию, при этом жильем обеспечен не был, имеет *** группу инвалидности по *** заболеванию, требующего обязательного диспансерного наблюдения. Заболевания истцом приобретены в период службы, при выполнении служебного долга.  Судом не учтено, что при указанных обстоятельствах он нуждается в предоставлении ему в первоочередном порядке единовременной социальной выплаты. Кроме того, судом в решении  не дана правовая оценка нарушения процедуры передвижения очереди без уведомления истца с 30 на 77. Полагает, что заявленные им исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росгвардии по Ульяновской области и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу,  судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч.2 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №  247-ФЗ).

На основании ч. 5 ст. 4 указанного Федерального закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим  специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.

Согласно пункту 5 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

В силу пункта 20 указанных Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Согласно пункту 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Исключения составляют лица, указанные в части 3 ст. 4 Закона № 247-ФЗ, которым единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В закон № 247-ФЗ внесены изменения Федеральным законом № 315-ФЗ от 23 ноября 2015 года. Статья 4 Федерального закона № 247-ФЗ дополнена частью 10, согласно которой сотрудник и гражданин РФ, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ним, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.

Иных исключений и льгот по предоставлению единовременной социальной выплаты законом не предусмотрено.

Судом первой инстанции установлено, что 11 января 2017 года Сайфутдинов  Р.Н. подал заявление на имя начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области с просьбой принять его на учет  для получения единовременной выплаты с составом семьи 1 человек (л.д.206-207, т.1).

Решением Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Ульяновской области, утвержденного распоряжением №*** от 10 марта 2017 года Сайфутдинов Р.Н. был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты   с семьей в составе 1-го человека под  номером №30 с 11.01.2017 (л.д.209, т.1).

На основании приказа Управления Росгвардии по Ульяновской области №318 л\с от 25 декабря 2017 года  в соответствии с п.1 ч.3  ст.82 Федерального закона  от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ, ч.7 ст.3 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»,  прекращен контракт и уволен со службы (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе) *** полиции Сайфутдинов Р.Н., находящийся в распоряжении Управления Росгвардии по Ульяновской области, бывший *** боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по Ульяновской области 26 декабря 2017 года. Выслуга лет по состоянию на 26 декабря 2017 года составляет в календарном исчислении – 25 лет 04 месяца 12 дней (л.д.231, т.1).

По информации Управления Росгвардии  по Ульяновской области в 2017 году на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было поставлено в 2017 году 8 человек, в число которых входит Сайфутдинов Р.Н. из числа очередников поставленных на учет в 2017 году по дате подачи заявления, он стоит первым по списку.

Ссылаясь на то обстоятельство, что при увольнении ему должны были выплатить в том числе и единовременную социальную выплату на приобретение (строительства) жилья, Сайфутдинов Р.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец вправе получить единовременную выплату в установленном порядке очередности, так как реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Приведенные судом в оспариваемом решении выводы также подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в определении от 20.12.2018 № 3341-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Костеникова С.М. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой предоставление данной выплаты по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты сотрудников органов внутренних дел льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан, право на которую непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, а поэтому изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в пункте 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрел дополнение статьи 4, Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» частью 10, в которой установил для отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, дополнительную льготу в виде первоочередного предоставления единовременной социальной выплаты. Подобное правовое регулирование свидетельствует об особой государственной поддержке данных категорий, в равной мере распространяется на всех сотрудников органов внутренних дел и не может расцениваться как нарушающее конституционные права тех лиц, которые не отнесены к числу пользующихся такой льготой, в том числе заявителя.

В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции установил, что предоставление социальной выплаты осуществляется ответчиком исходя из даты постановки сотрудников на соответствующий учет, по состоянию на день рассмотрения дела социальной выплатой не были обеспечены сотрудники и пенсионеры, принятые  на учет для получения единовременной выплаты в 2012 году.  Данное обстоятельство подтверждено представленными сведениями Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, в связи с чем суд правильно указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований истца.

Доводы, приведенные Сайфутдиновым Р.Н. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

Содержащееся в мотивировочной части судебного решения суждение об отсутствии у истца внеочередного права на получение социальной выплаты, сделано в рамках рассмотрения его требования о наличии (отсутствии) оснований для возложения на ответчика обязанности произвести единовременную выплату истцу. 

Ссылка, что истец уволен по состоянию здоровья, имеет *** группу инвалидности, страдает *** заболеваниями, не влечет социальной выплаты во внеочередном порядке.

Факт сохранения за истцом очередности на получение социальной выплаты также был проверен судом на основании списка лиц, состоящих в очереди на получение единовременной социальной выплаты, из которого следует, что Сайфутдинов Р.Н. включен в данный список.

Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения ЕСВ, согласно  дате  подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом  положений частей 3, 8,10 ст.4 и ч.10 ст. 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сотрудники войск национальной гвардии, проходящие службу в подразделениях территориального органа и подразделениях  вневедомственной охраны,  с 2019 года ставятся на единый учет в территориальном органе, что привело к изменению очередности, на что имеется ссылка в апелляционной жалобе.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на первоочередное предоставление единовременной социальной выплаты, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сайфутдинова Рамая Нурисламовича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: