Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О выселении
Документ от 27.08.2019, опубликован на сайте 06.09.2019 под номером 83034, 2-я гражданская, о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                          Дело № 33-3445/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      27 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Рыбалко В.И., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Панкова Андрея Юрьевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 апреля 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 24 июня 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.

Прекратить право пользования Панкова Андрея Юрьевича, Панковой Елены Владимировны, Панковой Анжелы Андреевны, Панковой Анастасии Андреевны жилым помещением, расположенным по адресу: ***.

Выселить Панкова Андрея Юрьевича, Панкову Елену Владимировну, Панкову Анжелу Андреевну, Панкову Анастасию Андреевну из жилого помещения, расположенного по адресу: ***.

Обязать Панкова Андрея Юрьевича сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: ***.

В остальной части иска отказать.

Решение суда является основанием для снятия Панкова Андрея Юрьевича, Панковой Елену Владимировну, Панкову Анжелу Андреевну, Панкову Анастасию Андреевну с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: ***.

Взыскать с Панкова Андрея Юрьевича, Панковой Елены Владимировны в доход местного бюджета государственную пошлину по  150 руб.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения представителя                    ФГКУ «Центррегионжилье» Шарафутдинова Д.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение помощника военного прокурора Ульяновского гарнизона Тарасова А.Э. полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) обратилось в суд с иском к Панкову А.Ю., Панковой Е.В., Панковой А.А., Панковой А.А. о возложении обязанности выполнить условия соглашения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение.

В обоснование иска указано, что ответчик Панков А.Ю. является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации. На основании договора найма жилого помещения в рамках жилищного фонда Минобороны России от № 130 от 12 декабря 2011 года *** Панков А.Ю., совместно с членами семьи, приобрел право на проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: ***. Указанное жилое помещение на основании Постановления главы администрации Инзенского района Ульяновской области от 12 июля 2002 года № 39 включено в число служебных жилых помещений. В соответствии с решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 441 Панкову А.Ю. и совместно проживающим с ним членам семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 6 563 491 руб. 20 коп., в связи с чем, 15 июня 2017 года семья Панковых была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащему для постоянного проживания. В соответствии с соглашением от 3 мая 2017 года № 22/7 о сдаче жилого помещения Панков А.Ю. дал обязательство в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет освободить служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: ***. Министерство обороны Российской Федерации  исполнило обязательство  по обеспечению военнослужащего и членов его семьи постоянным жилым помещением в собственность, путем перечисления денежных средств (жилищной субсидии) в полном размере на банковский счет Панкова А.Ю., что подтверждается платежным поручением от  13 июня 2017 года № 536982. Однако занимаемое ответчиками служебное жилое помещение не освобождено и не сдано в установленном порядке. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1871 в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Истец просил суд обязать Панкова А.Ю., Панкову Е.В., Панкову А.В., Панкову А.А. выполнить условия соглашения от 3 мая 2017 года № 22/7 о сдаче жилого помещения в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет; прекратить право пользования ответчиков жилым помещением, расположенным по адресу: ***; выселить ответчиков из занимаемого служебного жилого помещения; снять ответчиков с регистрационного учета по адресу: ***; обязать ответчиков сдать в установленном порядке жилое                     помещение, расположенное по адресу: ***, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, представителю Минобороны России (собственника) - ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены                    ФГКУ «Центррегионжилье», ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, УМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Панков А.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в  удовлетворении исковых требований.

Указывает, что истцом не представлены суду доказательства того, что он, проходя военную службу в войсковой части, на территории которой располагается спорная квартира, каким-либо образом нарушает права и интересы истца, создает угрозу его имущественным интересам. В материалах дела отсутствуют сведения о наличии лиц, нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения, в котором он  на данный момент проживает с семьей.

Отмечает, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о включении спорного жилого помещения в жилищный фонд Минобороны России, и что именно оно является собственником данного помещения.

Ссылаясь на положения договора найма служебного жилого помещения, полагает, что жилое помещение предоставлено ему на весь срок службы в данной воинской части и действие договора прекращается только в связи с его увольнением (убытием, переводом) с военной службы. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, основание для расторжения договора найма служебного жилого помещения не наступило.

Указывает, что собственником служебного жилого помещения ответчикам не был установлен срок для освобождения жилого помещения. Соглашение № 22/7 от  3 мая 2017 года об освобождении квартиры в четырехмесячный срок было подписано между ним и ФГКУ «Центррегионжилье». Действующим законодательством заключение такого соглашения не предусмотрено. При этом, ранее представителем ФГКУ «Центррегионжилье» было выражено намерение заключить дополнительное соглашение о продлении срока найма жилого помещения на период службы.

Полагает, что истец не представил доказательств того, что спорное жилое помещение включено в жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации.

Отмечает, что служебное жилое помещение использовалось ответчиками по его целевому назначению, обязательства по его содержанию исполнялись ими своевременно и надлежащим образом. Договор найма жилого помещения был заключен с войсковой частью, в лице командира, который не были привлечен к участию в деле и не вызван в суд для дачи пояснений в качестве свидетеля.

Ссылается на предвзятость суда первой инстанции при рассмотрении дела. При этом дело рассматривалось с участием помощника военного прокурора, а не прокурора Ленинского района  г. Ульяновска. 

Полагает, что предъявленный иск подлежал рассмотрению в Ульяновском военном гарнизонном суде, а не в суде общей юрисдикции.

В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Ульяновского гарнизона, ФГКУ «Центррегионжилье» просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с абз. 1, 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Исходя из положений абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

В силу положений п. 16 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом п. 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.

Из материалов дела следует, что Панков А.Ю. является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, первый контракт о прохождении военной службы им был заключен до 1 января 1998 года.

На основании договора найма жилого помещения в рамках жилищного фонда Минобороны России от № 130 от 12 декабря 2011 года *** Панков А.Ю., совместно с членами семьи, приобрел право на проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: ***.

Членами семьи Панкова А.Ю. являются – его жена П*** Е.В. и его дочери П*** А.А., П*** А.А.

Постановлением главы администрации Инзенского района Ульяновской области от 12 июля 2002 года № 39 жилое помещение, расположенное по адресу: ***, включено в число служебных жилых помещений.

В соответствии с решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от                      7 июня 2017 года № 441 Панкову А.Ю. и совместно проживающим с ним членам семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 6 563 491 руб. 20 коп.

Платежным поручением от 13 июня 2017 года № 536982 жилищная субсидия перечислена на банковский счет Панкова А.Ю.

Факт получения жилищной субсидии Панковым А.Ю. в судебном заседании не оспаривался.

В соответствии с соглашением от 3 мая 2017 года № 22/7 о сдаче жилого помещения Панков А.Ю. дал обязательство в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет освободить служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: ***.

Пунктом 6 соглашения определено, что оно является неотъемлемой частью договора № 130 от 12 декабря 2011 года и по истечении срока, указанного в п. 3 соглашения, считается расторгнутым.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 15 июля 2017 года № 441 Панков А.Ю. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением военнослужащему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Указанное решение в установленном законом порядке ответчиками не обжаловалось.

Из материалов дела следует, что П*** Е.В. 7 октября 2017 года приобретены земельный участок, площадью 701 кв.м и индивидуальный жилой дом, общей площадью 184,4 кв.м, расположенные по адресу: ***.

До настоящего времени ответчики зарегистрированы и продолжают проживать в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: ***, что в ходе судебного разбирательства ими не оспаривалось.

В соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года №487, жилищный договор расторгается, в том числе, в случае: обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.

Как установлено судом ответчику Панкову А.Ю. на состав семьи из четырех человек для приобретения или строительства жилого помещения предоставлена жилищная субсидия, что означает фактическое обеспечение его и членов его семьи возможностью приобретения жилого помещения для постоянного проживания по месту прохождения службы. Ответчик обязался в добровольном порядке освободить занимаемое им жилое помещение не позднее четырех месяцев с момента перечисления денежных средств на счет. Подписав соглашение, ответчик выразил согласие и принял обязательство по сдаче занимаемого служебного жилого помещения в конкретный срок.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии у ответчика и членов его семьи законных оснований для пользования служебной квартирой и обоснованности заявленных требований. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, согласно выписке из приказа командующего войсками Центрального военного округа по личному составу от 6 августа 2019 года № 207 *** Панков А.Ю. досрочно уволен с военной службы в запас по собственному желанию.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик после получения жилищной субсидии продолжил прохождение военной службы по месту нахождения служебного жилого помещения, в связи с чем сохранил право на проживание в данном жилом помещении, судебной коллегии признаются несостоятельными. Панков А.Ю. избрал способ реализации жилищных прав и на основании его заявления получил соответствующую жилищную субсидию. Получение военнослужащими жилищной субсидии во время прохождения военной службы является формой реализации  права на жилое помещение по месту прохождения военной службы. Следовательно, Панков А.Ю. и члены его семьи реализовали свое право на улучшение жилищных условий. Подписав соглашение, ответчик принял на себя обязательства по освобождению занимаемого жилого помещения после получения субсидии.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность гражданина освободить соответствующее жилое помещение связывается с прекращением его права пользования этим помещением или выселением на основании решения суда в случае невыполнения требования собственника соответствующего жилого помещения по освобождению указанного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы о подсудности данного дела военному суду, являются несостоятельными.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Таким образом, подсудность дел военным судам определяется исходя из субъектного состава (военнослужащий или бывший военнослужащий и орган военного управления), а также характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы, права нарушены в период прохождения военной службы).

Ответчиками по настоящему делу, кроме Г*** А.В., выступают граждане, не имеющие (не имевшие) статуса военнослужащего – члены семьи Г*** В.А., что исключает возможность отнесения данного спора к подсудности военного суда.

Остальные доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда. Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права

Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 апреля                 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 24 июня 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Панкова Андрея Юрьевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: