УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Янина И.В.
Дело № 33 - 3271/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
20 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Казаковой М.В.,
судей Герасимовой Е.Н., Камаловой Е.Я.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Акимовой Людмилы Николаевны на решение Николаевского
районного суда Ульяновской области от 30 мая 2019 года, по которому
постановлено:
Исковые
требования Акимовой Людмилы Николаевны о назначении досрочной страховой пенсии
по старости оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Акимовой
Л.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Акимова Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному
учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском
районе Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Новоспасском
районе, пенсионный орган) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что решением ответчика от 31.10.2018 ей отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой
продолжительности специального стажа. При этом на дату обращения (23.10.2018)
ее специальный стаж определен ответчиком 3 года 9 месяцев 18 дней. В
специальный стаж не включены периоды ее трудовой деятельности в льготном исчислении
(1 год 3 месяца за 1 год работы) с 01.10.1993 по 31.10.1999; в календарном
исчислении - с 01.11.1999 по 03.12.2000 и с 01.01.2002 по 28.04.2009 – работы в
должности медсестры в ***, ***, так как наименование учреждения не
предусмотрено соответствующими Списками; с 21.07.2011 по 31.12.2017 – работы в
должности медицинской сестры в ***, так как наименование учреждения не
предусмотрено соответствующим Списком. С решением ответчика она не согласна,
так как в указанные периоды работы она осуществляла обязанности медицинской
сестры, указания по выполнению должностных обязанностей ей давались учреждением
здравоохранения. Просила обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию
с 23.10.2018.
Рассмотрев заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Акимова Л.Н. не соглашается с
решением суда, просит его отменить, исковые требования удовлетворить. Считает,
что в процессе судебного разбирательства не было дано надлежащей оценки факту
осуществления ею в качестве медицинской сестры вакцинопрофилактики обучавшихся
в *** по руководством врача-педиатра С*** Н.Ю. Ссылаясь на показания врача С***
Н.Ю., отмечает, что в школе, в которой она (истец) работала, имелся медицинский
кабинет. Также в обоснование доводов о наличии в школе медицинского кабинета и
её работы в качестве медицинской сестры ссылается на показания свидетеля Г***
Л.Н. Обращает внимание, что в *** имеется медицинский пункт с целым штатом
медицинских работников, в котором она работала в качестве медицинской сестры.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в
Новоспасском районе просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без
удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, Акимова Л.Н. 23.10.2018 обратилась
в ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе с заявлением о назначении досрочной страховой
пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ
«О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
Решением
ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе от 31.10.2018 Акимовой Л.Н. отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ,
ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, который на
дату обращения истца определен ответчиком 3 года 9 месяцев 18 дней.
При
этом в специальный стаж истца пенсионным органом не засчитаны периоды работы
Акимовой Л.Н. с 01.10.1993 по 28.04.2009 в должности медицинской сестры в ***,
включая период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
и трех лет; а также с 21.07.2011 по 31.12.2017 - в должности медицинской сестры
в ***, поскольку наименование учреждений, в которых работала заявительница, не
предусмотрено Списками учреждений здравоохранения.
Полагая незаконным отказ в зачете в специальный стаж
названных периодов работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии,
Акимова Л.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь
которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) предусмотрено,
что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 8
данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в
сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах,
сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо
от их возраста с применением положений части 1.1
данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 400-ФЗ Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением
правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при
назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля
2014 года №665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно
назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа
на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в
соответствии со статьей 30
Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения применяются (пп. «н» п. 1):
Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об
утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №
1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для
назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в
период с 01.11.1999 по 31.12.2001;
Список
профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении
Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением
положений абзацев
четвертого и пятого пункта
2 указанного постановления, - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности,
имевшей место до 01.01.1992.
Пунктом
3 названного выше постановления Правительства Российской Федерации 16 июля 2014 года № 665 также установлено,
что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии со статьями 30
и 31
Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом
20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации».
При
этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах
«м» и «н» пункта 1
названного постановления, применяются: Положение
о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров
СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей
деятельности, имевшей место до 01.01.1992;
постановления
Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463
«Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования,
педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей
дает право на пенсию за выслугу лет» и от 06.09.1991 № 464
«Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления
периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по
31.10.1999 включительно;
Правила
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», -
для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с
01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
Постановлением
Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до
01.10.1993, было предусмотрено право на льготную пенсию врачей и медицинских
сестер, работавших в том числе в детских учреждениях и учебных заведениях.
Период
работы Акимовой Л.Н. медсестрой в *** с 03.01.1992 по 30.09.1993 был включен в
специальный стаж истца в льготном исчислении самим пенсионным органом.
В
соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 и действовавшим до 31.12.2001, предусматривалось
досрочное пенсионное обеспечение среднего медицинского персонала независимо от
наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических
учреждений всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.
Согласно разделам «Наименование учреждений»
Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья
населения, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №
1066, а также Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений,
с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №
781, к учреждениям, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения, работа в которых дает право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, относятся лечебно-профилактические учреждения
различных видов и учреждения социального обслуживания.
При
этом ни действующим в настоящее время постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002
№ 781,
ни действовавшим ранее постановлением
Правительства Российской Федерации от 22.09.1999
№1066 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях
лицам, работавшим медицинскими сестрами в образовательных учреждениях.
В
Номенклатуру учреждений здравоохранения медицинских организаций школы,
школы-интернаты не включены.
Руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд
первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для включения в специальный
стаж истца спорных периодов работы для назначения досрочной страховой пенсии по
п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на
законе, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Отсутствуют в материалах дела и доказательства,
подтверждающие наличие в структуре образовательных учреждений, в которых
работала Акимова Л.Н., структурных подразделений лечебного учреждения, о
которых указано в п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
Вопреки доводам жалобы, судом дана верная оценка показаниям
допрошенных в суде свидетелей, в том числе тех, на которых указано в жалобе.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Николаевского районного суда Ульяновской области от 30 мая 2019 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу
Акимовой Людмилы Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи