Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 20.08.2019, опубликован на сайте 06.09.2019 под номером 82993, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Янина И.В.                                                                              Дело № 33 - 3271/2019                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     20 августа 2019 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Камаловой Е.Я.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Акимовой Людмилы Николаевны на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 30 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Акимовой Людмилы Николаевны о назначении досрочной страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Акимовой Л.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Акимова Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе, пенсионный орган) о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что решением ответчика от 31.10.2018 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. При этом на дату обращения (23.10.2018) ее специальный стаж определен ответчиком 3 года 9 месяцев 18 дней. В специальный стаж не включены периоды ее трудовой деятельности в льготном исчислении (1 год 3 месяца за 1 год работы) с 01.10.1993 по 31.10.1999; в календарном исчислении - с 01.11.1999 по 03.12.2000 и с 01.01.2002 по 28.04.2009 – работы в должности медсестры в ***, ***, так как наименование учреждения не предусмотрено соответствующими Списками; с 21.07.2011 по 31.12.2017 – работы в должности медицинской сестры в ***, так как наименование учреждения не предусмотрено соответствующим Списком. С решением ответчика она не согласна, так как в указанные периоды работы она осуществляла обязанности медицинской сестры, указания по выполнению должностных обязанностей ей давались учреждением здравоохранения. Просила обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 23.10.2018.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Акимова Л.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, исковые требования удовлетворить. Считает, что в процессе судебного разбирательства не было дано надлежащей оценки факту осуществления ею в качестве медицинской сестры вакцинопрофилактики обучавшихся в *** по руководством врача-педиатра С*** Н.Ю. Ссылаясь на показания врача С*** Н.Ю., отмечает, что в школе, в которой она (истец) работала, имелся медицинский кабинет. Также в обоснование доводов о наличии в школе медицинского кабинета и её работы в качестве медицинской сестры ссылается на показания свидетеля Г*** Л.Н. Обращает внимание, что в *** имеется медицинский пункт с целым штатом медицинских работников, в котором она работала в качестве медицинской сестры.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Акимова Л.Н. 23.10.2018 обратилась в ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе от 31.10.2018 Акимовой Л.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, который на дату обращения истца определен ответчиком 3 года 9 месяцев 18 дней.

При этом в специальный стаж истца пенсионным органом не засчитаны периоды работы Акимовой Л.Н. с 01.10.1993 по 28.04.2009 в должности медицинской сестры в ***, включая период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет; а также с 21.07.2011 по 31.12.2017 - в должности медицинской сестры в ***, поскольку наименование учреждений, в которых работала заявительница, не предусмотрено Списками учреждений здравоохранения.

Полагая незаконным отказ в зачете в специальный стаж названных периодов работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии, Акимова Л.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч. 4 ст. 30).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются (пп. «н» п. 1):

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Пунктом 3 названного выше постановления Правительства Российской  Федерации 16 июля 2014 года № 665 также установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1 названного постановления, применяются: Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992;

постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до 01.10.1993, было предусмотрено право на льготную пенсию врачей и медицинских сестер, работавших в том числе в детских учреждениях и учебных заведениях.

Период работы Акимовой Л.Н. медсестрой в *** с 03.01.1992 по 30.09.1993 был включен в специальный стаж истца в льготном исчислении самим пенсионным органом.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 и действовавшим до 31.12.2001, предусматривалось досрочное пенсионное обеспечение среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.

Согласно разделам «Наименование учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, а также Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, к учреждениям, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся лечебно-профилактические учреждения различных видов и учреждения социального обслуживания.

При этом ни действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, ни действовавшим ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в образовательных учреждениях.

В Номенклатуру учреждений здравоохранения медицинских организаций школы, школы-интернаты не включены.

Руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы для назначения досрочной страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на законе, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Отсутствуют в материалах дела и доказательства, подтверждающие наличие в структуре образовательных учреждений, в которых работала Акимова Л.Н., структурных подразделений лечебного учреждения, о которых указано в п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Вопреки доводам жалобы, судом дана верная оценка показаниям допрошенных в суде свидетелей, в том числе тех, на которых указано в жалобе.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 30 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Акимовой Людмилы Николаевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи