Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение комиссии
Документ от 23.08.2019, опубликован на сайте 04.09.2019 под номером 82986, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

  Дело № 3а-228/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

23 августа 2019 года                                                                            город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации города Ульяновска об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области,

 

у с т а н о в и л :

 

Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Управление Росреестра по Ульяновской области) об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области (далее – Комиссия)                  № 73/05/2019-112 от 24 июня 2019 года об определении кадастровой стоимости здания, наименование: индивидуальный жилой дом, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, в размере рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что согласно акту № 8103 от 21 мая 2019 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости составляет 5 118 465 руб. 45 коп.

Оспариваемым решением Комиссии кадастровая стоимость на основании составленного оценщиком отчета об оценке снижена до 3 535 000 руб.

Поскольку определенная в отчете об оценке рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости на 30,94 %, то есть более чем на тридцать процентов, Комиссия, учитывая отсутствие положительного экспертного заключения, в силу пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263, должна была принять решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Оспариваемое решение Комиссии от 24 июня 2019 года, принятое с отступлением от требований названного Порядка, нарушает законные интересы муниципального образования «город Ульяновск», так как уменьшение кадастровой стоимости земельного участка влечет за собой снижение поступления денежных средств в бюджет муниципального образования.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области; в качестве заинтересованных лиц – Шигабутдинов М.Ф., Цыплов М.П.

В судебное заседание представитель администрации города Ульяновска Абакумов В.В. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражает против проведения судебной экспертизы на предмет соответствия отчета федеральным стандартам оценки.

Представители Управления Росреестра по Ульяновской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явились. В возражениях на административный иск представитель  Управления Росреестра по Ульяновской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении требований администрации города Ульяновска. Указал на то, что Комиссией нарушений при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости допущено не было, решение принято законно и обоснованно. В соответствии с действующим законодательством предоставление в Комиссию положительного экспертного заключения на отчет об оценке не требуется.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. В возражениях на административный иск просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку указанное учреждение прав и законных интересов административного истца не нарушало. Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании поступившего решения Комиссии.

Представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что с 1 января 2019 года исполнительным органом государственной власти, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки, по организации деятельности по государственной кадастровой оценке, является  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Цыплов М.П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении административного иска отказать.

Шигабутдинов М.Ф., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явился.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей администрации г. Ульяновска, Управления Росреестра по Ульяновской области,  Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Ульяновской области, Агентства государственного имущества Ульяновской области, Шигабутдинова М.Ф., Цыплова М.П. извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Шигабутдинов М.Ф. является собственником здания, наименование: индивидуальный жилой дом, площадью 198,2 кв.м, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, право собственности зарегистрировано  21 мая 2019 года.

Указанный жилой дом был поставлен на государственный кадастровый учет 21 мая 2019 года.

21 мая 2019 года на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» утвержден результат определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости. Единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости индивидуального жилого дома влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Судом также установлено, что Шигабутдинов М.Ф. воспользовался предоставленным статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости индивидуального жилого дома и 11 июня 2019 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, приобщив к нему необходимый пакет документов, в том числе отчет № О-190603-3 об оценке от 6 июня 2019 года, выполненный оценщиком ООО «ЦенСо», согласно которому рыночная стоимость индивидуального жилого дома по состоянию на 21 мая 2019 года составляет 3 535 000 руб.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области  № 73/05/2019-112 от 24 июня 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере его рыночной стоимости, установленной в указанном отчете об оценке.

В соответствии с предписаниями части 1 статьи 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассматриваемое заявление об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области администрацией города Ульяновска предъявлено в суд 1 августа 2019 года, то есть установленный статьей 219 КАС РФ срок административным истцом не пропущен.

В судебном заседании не установлено нарушения порядка создания и работы Комиссии при принятии оспариваемого решения.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Порядок), в том числе формы принимаемых ею документов.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии (Росреестр) от 23 января 2012 года № П/18 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, которая с учетом последующих изменений действовала в составе: председателя комиссии – *** (заместитель руководителя Управления Росреестра по Ульяновской области), заместителя председателя комиссии –  ***. (начальник отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области), членов комиссии: Цыплова М.П. (представитель Национального совета по оценочной деятельности), *** (ведущий консультант департамента по распоряжению земельными участками Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области).

Порядок создания комиссии и её состав соответствуют требованиям статьи 2418 Закона об оценочной деятельности, Приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии (абзац тридцать четвертый статьи 2418 Закона об оценочной деятельности).

Оспариваемое решение принято комиссией в составе ее председателя ***, заместителя председателя ***, членов комиссии Цыплова М.П., ***, при участии секретаря комиссии *** (начальник отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Ульяновской области)

Из изложенного следует, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, правомочным составом, форма решения соответствует Порядку.

Процедура принятия оспариваемого решения, установленная Порядком, Комиссией соблюдена.

Положительное решение Комиссии принято большинством голосов членов  Комиссии на основании анализа всех представленных документов, в том числе отчета об оценке.

Доводы административного истца о том, что в силу пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Комиссия не могла принять решение об удовлетворении заявления Шигабутдинова М.Ф. в отсутствие положительного экспертного заключения на отчет об оценке, подлежат отклонению.

На дату утверждения Порядка статьей 2419 Закона об оценочной деятельности было предусмотрено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается:

отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ была изложена в новой редакции, согласно которой рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости регламентировано статьей 2418, также сохраняющей предписание о том, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Однако Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанный абзац был исключен. С учетом внесенных изменений приложение к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения не требуется.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2018 года по делу № АКПИ18-142, вступившим в законную силу, был признан недействующим с 2 июня 2016 года абзац второй пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 263, в той мере, в какой при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в соответствующей комиссии данное нормативное положение признает необходимым представление положительного экспертного заключения (экспертных заключений), соответствующего требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, для случая принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что Комиссия не вправе руководствоваться противоречащими федеральному закону положениями пункта 20 Порядка и отклонять заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов и заявителем не представлено положительное экспертное заключение.

Поскольку административным истцом не оспаривается достоверность отчета № О-190603-3 об оценке объекта недвижимости от 6 июня 2019 года, выполненного оценщиком «ЦенСо»,  принимая во внимание, что указанное в иске основание (отсутствие положительного экспертного заключения на отчет об оценке) не свидетельствует о незаконности принятого Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области  решения № 73/05/2019-112 от 24 июня 2019 года, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление администрации города Ульяновска удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления администрации города Ульяновска об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области № 73/05/2019-112 от 24 июня 2019 года об определении кадастровой стоимости здания, наименование: индивидуальный жилой дом, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, в размере рыночной стоимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                             Н.В.Зуева