Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения военкомата- медосвидетельстсование
Документ от 20.08.2019, опубликован на сайте 04.09.2019 под номером 82788, 2-я гражданская, о признании незаконным решения военного комиссара Заволжского района, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Киреева Е.В.                                                             Дело № 33а-3409/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                            20 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П.,  Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным отказ военного комиссара Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области в проведении медицинского освидетельствования Никитина Сергея Валерьевича, изложенный в письме от 09 апреля 2019 года № Ю/1323.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» направить Никитина Сергея Валерьевича на повторное медицинское освидетельствование с целью установления категории годности к военной (приравненной к ней) службе в настоящее время.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Никитина С.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Никитин С.В. обратился в суд с административным иском к Военному комиссару Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области Мидонову Д.В. о признании незаконным решения  об отказе в повторном его медицинском освидетельствовании.

Требования мотивировал тем, что 7 апреля 2019 года он обратился с заявлением на имя военного комиссара Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области Д.В. Мидонова с просьбой разрешить ему прохождение военной службы по контракту, просил разрешения пройти повторное обследование и освидетельствование в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о врачебной экспертизе». Просьба была связана с тем, что при прохождении врачебной комиссии до призыва на военную службу по достижению призывного возраста он был признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и от призыва освобожден.

С 2004 года по 2018 год он служил в органах МВД, участвовал в боевых действиях с ноября 2009 года по март 2010 года. В настоящее время состояние его здоровья улучшилось, и считает, что не является ограниченно годным к военной службе. 9 апреля 2019 года военный комиссар Мидонов Д.В. отказал ему в повторном медицинском освидетельствовании, без которого он не может поступить на военную службу по контракту.

Считает, что отказом военный комиссар нарушает его право на труд.

В связи с этим  истец просил суд признать незаконным решение военного  комиссара Заволжского района г. Ульяновска Ульяновской области Мидонова Д.В. об отказе в повторном его медицинском освидетельствовании; обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод путем дачи разрешения на повторное медицинское освидетельствование.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Военный комиссариат Заволжского района города Ульяновска, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области», в качестве заинтересованного лица - призывная комиссия города Ульяновска.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» не соглашается с решением суда, считает, что при его принятии были нарушены нормы материального права, а также не учтены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Судом не был учтен тот факт, что действующее законодательство не определяет проведение медицинского освидетельствования по инициативе граждан, находящихся в запасе. Оно лишь определяет возможность проведения медицинского освидетельствования лиц, находящихся в запасе, не устанавливая при этом обязанность по инициативе таки лиц и за счет казны РФ проводить медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе.  При этом предусмотрена возможность проведения медицинского освидетельствования лиц, находящихся в запасе, но не за счет средств казны России.

Считает, что суд избирательно отнесся к нормам права, сославшись только на п. 84 Положения о военно-врачебной экспертизе. При этом не принял во внимание факт утраты силы пунктов 85-86 Положения. 

В судебное заседание участники процесса, за исключением Никитина С.В. не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Никитин С.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области.

На основании решения призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» от 11 декабря 2003 года Никитин С.В. признан В-ограничено годным к военной службе, освобожден от призыва на военную службу с зачислением в запас.

05 апреля 2019 года Никитин С.В. обратился в военный комиссариат Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области с заявлением о прохождении военной службы по контракту и прохождении повторного медицинского освидетельствования.

Согласно ответу военного комиссара Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области Мидонова Д.В. от 09 апреля 2019 года № Ю/1323, граждане старше 27 лет, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, ранее признанные ограничено годными к военной службе по состоянию здоровья медицинскому освидетельствованию повторно не подлежат. 

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности данного отказа.

Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 58, пунктам 1 и 3 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. В Российской Федерации, среди прочих видов медицинских экспертиз, проводится военно-врачебная экспертиза. Данная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью), а также решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (п. 1).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п.3 Закона).

Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.6).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, исходя из положений пункта 1 которого военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации  в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

Абзацем десятым подпункта «а» пункта 3 указанного Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возложено проведение медицинского освидетельствования граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Пунктом 69 этого же Положения о военно-врачебной экспертизе  закреплено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Таким образом, действующее законодательство запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, не предусматривает.

Из материалов дела следует, что повторное медицинское освидетельствование необходимо истцу для прохождения военной службы по контракту в войсковой части № 42731. Именно этим было вызвано его обращение в Военный комиссариат Заволжского района г.Ульяновска. В материалах дела имеются медицинские документы о состоянии здоровья истца, которые подтверждают, что он терапевтически здоров. 

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что прохождение истцом медицинского освидетельствования для определения категории его годности к военной службе должно быть организовано именно ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», являющимся территориальным органом Министерства обороны РФ.

Решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: