Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Снятие с учета нуждающихся
Документ от 30.07.2019, опубликован на сайте 19.08.2019 под номером 82698, 2-я гражданская, о восстановлении в льготной очереди граждан, нуждающихся в жилье, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                           Дело № 33-3049/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        30 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2019 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 24 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Мячикова Александра Николаевича  удовлетворить.

Восстановить Мячикова Александра Николаевича в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет – 14 марта 1996 года с сохранением очередности  на момент исключения  20 сентября 2017 года.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Мячикова А.Н. – адвоката Лоскутовой Н.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мячиков А.Н. обратился в суд  с иском к  администрации города Ульяновска, Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о восстановлении в очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что в соответствии с протоколом заседания комиссии администрации Засвияжского района г. Ульяновска по учету и распределению жилой площади № *** от 14 марта 1996 года он включен в льготную очередь на получение жилья. Являясь ветераном боевых действий, он имеет права и льготы, установленные п. 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».  В конце 2017 года ему стало известно, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 20 сентября 2017 года (протокол № 18) он исключен из очереди граждан, нуждающихся в жилье, со ссылкой на обеспеченность его учетной нормой жилой площади, что не соответствует действительности. Он зарегистрирован в квартире общей площадью   54,45 кв.м, принадлежащей его супруге и приобретенной последней до заключения брака с ним.  До настоящего времени основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не изменились. Жилого помещения в собственности или по договору социального найма у него нет. Просил суд восстановить его  в льготной очереди  граждан, нуждающихся  в жилье, с сохранением номера  на момент исключения, то есть по состоянию на 20 сентября 2017 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска не соглашается с решением суда, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что поскольку истец был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, то он мог быть снят с учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. Предусмотренные статьями 29, 32 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР основания, которые давали бы истцу право продолжать находиться на учете нуждающихся, отпали. Истец с составом семьи три человека проживает и зарегистрирован в двухкомнатной квартире, общей  площадью 54,45 кв.м, по адресу: *** которая принадлежит его супруге. Поскольку Мячиков А.Н. является членом семьи собственника жилого помещения, он обеспечен учетной нормой жилья и к числу нуждающихся не относится.

В возражениях на апелляционную жалобу Мячиков А.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мячиков А.Н. с 2 сентября 2013 года зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ***.

Данное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью 54,45 кв.м, собственником которой является супруга истца – А*** Н.В. на основании договора дарения от 27 октября 2009 года.

По этому же адресу с 3 июня 2004 года зарегистрированы А*** Н.В. (супруга истца), А*** В.А. (дочь супруги истца).

Решением комиссии администрации Засвияжского района г.Ульяновска от 14 марта 1996 года (прокол № ***) Мячиков А.Н. в составе семьи два человека был включен в список очередности на получение жилой площади (номер очереди ***, с учетом льгот).

Мячиков А.Н. имеет статус и удостоверение ветерана боевых действий, в связи с чем обладает правами и льготами, установленными ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

Мячиков А.Н. состоит в сводном Реестре граждан Ульяновской области, имеющих право на получение социальной выплаты.

Письмом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 26 июня 2017 года Мячиков А.Н. был уведомлен о том, что при условии финансирования из  федерального бюджета Министерством будет рассмотрен в порядке очередности вопрос о предоставлении истцу социальной выплаты как ветерану боевых действий.

Этим же письмом Министерства Мячикову А.Н. предложено для установления факта нуждаемости в улучшении жилищных условий в настоящее время обратиться в администрацию города Ульяновска.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 20 сентября 2017 года (протокол № ***) Мячиков А.Н. исключен из очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно в связи с обеспеченностью учетной нормой жилья в качестве члена семьи собственника жилого помещения.

Полагая решение ответчика незаконным, Мячиков А.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Мячикова А.Н., суд первой инстанции исходил из того, что истец был поставлен на учет нуждающихся до 1 марта 2005 года, и до настоящего времени не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма.

Однако, выводы суда о наличии оснований для восстановления Мячикова А.Н. в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50).

В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 126 от 13 июля 2005 года учетная норма площади жилого помещения, согласно которой семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, в соответствии с ч. 1 указанной нормы гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений данной части.

Частью 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета (пункт 1); их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (пункт 3); получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 4); предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (пункт 5); выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до  1 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Часть 1 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Удовлетворяя исковые требования Мячикова А.Н., суд первой инстанции не учел, что истец обеспечен жилым помещением в качестве члена семьи собственника жилого помещения (супруги А*** Н.В.).

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31).

В силу приведенных выше норм закона Мячиков А.Н. не относится к числу нуждающихся в жилом помещении, основания для предоставления ему жилого помещения отпали.

То обстоятельство, что истец является ветераном боевых действий и поставлен на учет нуждающихся до 1 марта 2005 года в данном статусе, не является безусловным основанием для обеспечения истца жилым помещением.

Статья 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст.16).

Из приведенных положений закона следует, что право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета имеют ветераны боевых действий не только вставшие на учет до 1 января 2005 года, но и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, к числу которых Мячиков А.Н. не относится.

При  таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Мячикова А.Н. к администрации города Ульяновска, Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о восстановлении в льготной очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2019 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 24 мая 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Мячикова Александра Николаевича к администрации города Ульяновска, Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о восстановлении в льготной очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, с сохранением номера очереди на момент исключения из списков нуждающихся (по состоянию на 20 сентября 2017 года), отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи