Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения общего собрания собственников многоквартирного дома
Документ от 06.08.2019, опубликован на сайте 29.08.2019 под номером 82690, 2-я гражданская, о признании размера платы за содержание жилого помещения не соответствующим постановлениям Правительства РФ № 491 от 13.08.2016, № 290 от 03.04.2013 и не подлежащим применению, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                                       Дело № 33- 2958/2019                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    06 августа 2019 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В. и Парфеновой И.А.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Никишиной Юлии Владимировны на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 22 января 2019 года, с учетом определения суда от 29 апреля 2019 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Иск общества с ограниченной ответственностью «АЛМАЗ плюс»   удовлетворить. 

Признать недействительным утвержденный на общем  внеочередном  собрании  собственников помещений в многоквартирном доме № *** по ул. *** в                  г. *** (протокол № 3 внеочередного общего собрания, проводимого в форме очно-заочного голосования в период с 13.06.2018 по 20.06.2018 включительно) размер  платы за содержания жилого помещения с 01.07. 2018 – 20 руб. 80 коп. с         1 кв.м общей площади и не подлежащим применению с момента его утверждения на таком общем собрании.   

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения представителя ООО «АЛМАЗ плюс» – Рдюковой Ю.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

ООО «АЛМАЗ плюс» обратилось в суд с иском к Никишиной Ю.В., Скобелиной Л.М. о признании недействительным утвержденного на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома размера платы за содержание жилого помещения, возмещении судебных расходов.

В обосновании иска указано, что 01.04.2015 между собственниками помещений в многоквартирном доме № 1 по ул. Игошина в г. Ульяновске  и ООО «АЛМАЗ плюс» заключен договор управления многоквартирным домом.

В адрес ООО «АЛМАЗ плюс» поступила копия протокола №3 внеочередного общего собрания собственников  помещений в многоквартирном доме № *** по           ул. *** в г. *** от 27.06.2018. На данном собрании собственники  приняли решение об утверждении с 01.07.2018 платы за содержание и ремонт жилого  помещения в размере 20 руб. 80 коп. с 1 кв.м. Указанное решение было принято без учета мнения управляющей компании и какого-либо экономического обоснования. Также собственники не учли минимальный перечень услуг и работ, утвержденный  Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, а также необходимый размер оплаты труда специалистов (сотрудников, рабочих), рост стоимости материалов, цен на товары, работы и услуги. Установленный размер платы является недостаточным для надлежащего исполнения управляющей организацией  обязательств по договору управления. Данное решение принято в нарушении норм действующего жилищного законодательства.

ООО «АЛМАЗ плюс» просило признать утвержденный на общем внеочередном собрании собственников помещений в многоквартирном доме №*** по ул. *** в г. *** размер платы за содержание жилого помещения с 01.07.2018 в размере 20 руб.80 коп. не соответствующим нормативно-правовым актам и не подлежащим применению с момента его утверждения общим собранием; взыскать с ответчиков расходы по оплате госпошлины в сумме 6000 руб., в равных долях.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

Дополнительным решением от 07 мая 2019 года с Никишиной Ю.В. и Скобелиной Л.М. в пользу ООО «АЛМАЗ плюс» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины взыскано по 3000 руб.

В апелляционной жалобе Никишина Ю.В. не соглашается с решением суда первой инстанции и просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Считает, что истец не вправе оспаривать решение собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку не является участником собрания. Управляющая компания в силу части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации наделена правом поставить вопрос об изменении или расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, в том случае, если считает, что исполнением договора на определенных условиях ущемляются его права.

Также суд не принял во внимание, что истец свои обязательства в части оказания услуг (выполнения работ) по управлению многоквартирным домом исполнял ненадлежащим образом.

Указывает, что тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 20 руб. 80 коп. с 1 кв.м был принят с учетом минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Считает ошибочным вывод суда о том, что установленный собственниками размер платы за содержание жилого помещения без экономического обоснования, препятствует надлежащим образом управляющей компании обслуживать жилой дом и поддерживать его в состоянии, обеспечивающем безопасные условия проживания. Отмечает, что ни один нормативно-правовой акт не обязывает собственников помещений предоставлять экономическое обоснование тарифа на содержание и ремонт. При этом указывает, что собственники в силу ограниченности информации не обладают возможностью проведения детальных экономических расчетов тарифа. В определении величины оплаты по тарифу собственники использовали метод сравнения тарифов, в связи с чем был сделан вывод о явной завышенной ставке тарифа на содержание и ремонт.

Обращает внимание, что истец был соответствующим образом проинформирован о дате, месте и повестке дня собрания.

Ответчики Никишина Ю.В. и Скобелина Л.М. в суд апелляционной инстанции не явились.

Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  ООО «АЛМАЗ плюс» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу:          г. ***, ул. ***, д.***, на основании договора управления многоквартирным домом от 30.07.2015.

Решение собственников помещений многоквартирного дома №*** по улице *** в г. ***, оформленное протоколом № 3 от 27.06.2018 было направлено в адрес ООО «АЛМАЗ плюс».

Оспаривая решение собрания, управляющая компания ссылалась на то, что установленная собственниками помещений многоквартирного дома плата за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома является экономически не обоснованной, а поэтому не позволяет осуществить содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями закона.

На основании части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

Пункт 17 названных Правил устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Кроме того, из пункта 10 Правил следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

В силу пункта 11.1 Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из п.3.3 договора управления многоквартирным домом, заключенного 30.07.2015 между управляющей организацией и собственниками помещений, размер платы за жилищную услугу включает в себя плату: за услугу  по управлению многоквартирным домом; за услугу по содержанию общего имущества; за ремонт общего имущества; за работы, носящие непредвиденный характер, и за период с 2015г. по 2016г. составляет 20 руб. 80 коп. с 1 кв.м общей площади жилого и нежилого помещения за 1 календарный месяц.

В приложениях к указанному договору сторонами согласован состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, перечень аварийных работ, перечень платных услуг, перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 3.2 договора управления определено, что если размер платы на жилищную услугу был утвержден без учета предложений управляющей организации и утвержденного перечня, объема услуг и работ, в этом случае считается, что размер платы на жилищную услуг собственниками помещений не утвержден.

Если на общем собрании собственников помещений МКД не был утвержден размер платы на жилищную услугу с учетом предложений Управляющей организации и утвержденного перечня, объема услуг и работ, то управляющая организация обязана обратиться  в орган местного самоуправления для утверждения размера платы на жилищную услугу в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Размер платы за содержание жилого помещения спорного многоквартирного дома с 13.10.2017 был установлен постановлением администрации г. Ульяновска      № 2236 от 11.10.2017 в размере 24 руб. 36 коп. с 1 кв.м.

Решением общего собрания собственников помещений от 27.06.2018  утвержден размер платы за содержание за жилого помещения с 01.07.2018 в размере 20 руб. 80 коп. с 1 кв.м без приведения какого-либо экономического обоснования данного размера платы.

Между тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», был утвержден  минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.

Кроме того, из анализа приведенных выше норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется собственниками с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также безопасные для жизни граждан условия проживания в таком доме.

Однако из оспариваемого протокола общего собрания собственников многоквартирного дома следует, что размер платы был принят собственниками помещений произвольно, без его экономического обоснования и учета предложений управляющей компании.

Принимая во внимание, что собственники не представили доказательств того, что установленный на общем собрании собственников МКД размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД позволит управляющей организации осуществлять надлежащее обслуживание многоквартирного дома, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным и не подлежащим применению  размер платы по содержанию и ремонту многоквартирного лома в размере 20 руб. 80 коп.

Доводы жалобы о том, что тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома  в размере 20 руб. 80 коп. был принят с учетом минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, являются несостоятельными, поскольку законодатель, предоставляя собственникам помещений многоквартирного дома право на определение размера платы за содержание и ремонт общего имущества, не допускает возможность произвольного установления размера составных частей данной платы, требует, чтобы установленный размер платы обеспечивал поддержание нормального, работоспособного состояния имущества в целом.

Доводы жалобы о том, что истец не вправе оспаривать решение собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку не является участником собрания, являются несостоятельными. Положения статей 181.3 - 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют управляющей компании, для которой решение собрания собственников в части установления тарифа является обязательным, оспаривать такое решение по мотиву экономической необоснованности тарифа.

Другие доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, которым дана должная правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 22 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Никишиной Юлии Владимировны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: