Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 13.08.2019, опубликован на сайте 22.08.2019 под номером 82641, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным, обязании обеспечения своевременного оформления рецептов и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шапарева И.А.                                                  Дело № 33-3286/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               13 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Цильнинского  района Ульяновской области в интересах  Лазарева    Ивана  Григорьевича  к  Министерству здравоохранения Ульяновской области   удовлетворить.

Признать  незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области  по обеспечению Лазарева   Ивана   Григорьевича   медицинским препаратом ***.

Обязать Министерство здравоохранения  Ульяновской области  обеспечить   Лазарева   Ивана   Григорьевича   медицинскими изделиями  - ***  по  следующим  рецептам:  серии    731874   №8265  от  22.02.2018, серии    731874   №9172   от  19.09.2018, серии    731874   №10703   от  30.10.2018,    серии    731874   №11725   от  29.11.2018, серии    731874   №12654   от  19.12.2018, в объеме, установленном  в соответствии с медицинскими показаниями.

В удовлетворении требований  прокурора Цильнинского района Ульяновской области к Акционерному обществу «УльяновскФармация»,  государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница»  отказать. 

 

Заслушав доклад судьи  Казаковой М.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Цильнинского  района Ульяновской области обратился в суд с иском  в интересах  Лазарева  И.Г.   к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Большенагаткинская РБ», АО «УльяновскФармация» о признании бездействия незаконным, обеспечении своевременного оформления рецептов  и    лекарственными препаратами. В обоснование требований указал, что             Лазарев   И.Г.,  ***  года рождения, является    инвалидом   ***   группы,   страдает  «***»,  в  связи   с  этим   ему  жизненно   необходимо   получать   лекарственные   препараты, такие  как - ***. На данный лекарственный препарат врачом ему были выписаны льготные рецепты, но лекарств по ним он не получил по причине их отсутствия в аптеке. Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Большенагаткинская РБ» по обеспечению    Лазарева    И.Г.   вышеуказанным лекарством, обязать ГУЗ «Большенагаткинская РБ» обеспечить своевременное оформление рецептов    Лазарева И.Г. на указанное лекарство в соответствии с медицинским показаниями и обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить    Лазарева И.Г. лекарственным препаратом - ***  по  следующим  рецептам    за  август   2018  года   по  рецепту   серии    731874   №8265  от  22.02.2018, за  сентябрь    2018 по  рецепту   серии    731874   №9172   от  19.09.2018, за   октябрь    2018   года    по  рецепту   серии    731874   №10703   от  30.10.2018, за   ноябрь    2018   года    по  рецепту   серии    731874   №11725   от  29.11.2018, за   декабрь    2018   года    по  рецепту   серии    731874   №12654   от  19.12.2018, в объеме, установленном  в соответствии с медицинскими показаниями.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарствами по причине завершения 2018 финансового года. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты впрок. 

Дело рассмотрено  в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Лазарев   И.Г.,  ***  года рождения,   является    инвалидом  ***  группы,  страдает  «***»,  в  связи   с  этим   ему  жизненно   необходимо   получать   лекарственные   препараты, такие  как - ***.

Однако, в аптечном пункте АО «УльяновскФармация» в выдаче медицинских изделий по рецептам врача  Лазареву  И.Г. было отказано по причине их отсутствия. В частности, им не  получен лекарственный препарат  «***»  по  следующим  рецептам    за  август   2018  года   по  рецепту   серии    731874   №8265  от  22.02.2018, за  сентябрь    2018   года    по  рецепту   серии    731874   №9172   от  19.09.2018, за   октябрь    2018   года    по  рецепту   серии    731874   №10703   от  30.10.2018, за   ноябрь    2018   года    по  рецепту   серии    731874   №11725   от  29.11.2018, за   декабрь    2018   года    по  рецепту   серии    731874   №12654   от  19.12.2018.

Поскольку истец не был обеспечен лекарствами  установленном законом порядке, прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных к Министерству здравоохранения Ульяновской области требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16, ст.ст.37, 43 вышеуказанного Федерального закона  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,  оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих  медицинских  организациях. 

Пунктом 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в частности, посредством обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890  «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Раздел «Группы  населения» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств  и  изделий  медицинского  назначения   для инвалидов *** группы.

В соответствии с Положением «О Министерстве здравоохранения», утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018  № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения» (далее Положение) министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья,  социального развития  и социальной защиты населения, государственной семейной политики  и демографической политики Российской Федерации (п.1.1).

На основании п.1.2. Положения министерство является правопреемником  Министерства  здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости  и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям  в пределах  установленных  полномочий.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Пунктом 2.5.1 указанного порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).

Таким образом,  полномочиями в сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами обладает, прежде всего, Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Судом установлено,  что  рецепты   на  получение   лекарственного препарата, выписанные   Лазареву   И.Г.,  не  обслужены, тем самым  его право  на бесплатное обеспечение лекарствами для  лечения  имеющегося у него  заболевания нарушено.

При указанных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования  прокурора, заявленные к Министерству здравоохранения Ульяновской области.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку сводятся  к просьбе о переоценке доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: