Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перерасчет пособия по уходу за ребенком
Документ от 06.08.2019, опубликован на сайте 13.08.2019 под номером 82555, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                       Дело № 33-3135/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       6 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Айметдиновой Ирины Александровны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации учитывать при расчете  назначенного  Айметдиновой Ирине Александровне пособия по уходу за ребенком до полутора лет ее средний заработок за 2014 и 2015 годы и произвести перерасчет данного пособия с учетом указанного заработка с даты его назначения - с 01 ноября 2018 года.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  пояснения представителя ответчика ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования  РФ Балашкиной Е.А., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Айметдинова И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ УРО ФСС РФ) о перерасчете пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Требования обосновала тем, что она *** *** Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 1 ноября 2018 года. В связи с тем, что в 2017 и 2016 годах находилась в отпуске по уходу за первым ребенком, работник бухгалтерии Министерства предложила написать в соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального Закона № 255-ФЗ, заявление о замене календарных годов для расчета пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет: 2016 год на 2013 год и 2017 на 2014 год. Однако, получив первое пособие, обнаружила, что размер пособия меньше, чем размер пособия, которое она получала, находясь в отпуске по уходу за первым ребенком. Разница составила 2 296,05 руб. В связи с этим обратилась в бухгалтерию Министерства для выяснения причины разницы в размерах пособий и выяснилось, что при расчете пособия за первым ребенком были взяты размеры среднего заработка 2014 и 2015 годы, а не 2013 и  2014 годов. В связи с тем, что при написании первого заявления на замену годов при расчете пособия в бухгалтерии Министерства ей предоставили неверную информацию о календарных годах, которые можно заменить для начисления пособия, ею было написано повторное заявление на замену годов: 2016 год на 2014 год и 2017 год на 2015 год, так как это привело бы к увеличению размера пособия, что в свою очередь предусматривается ч.1 ст.14 Федерального Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Однако, ГУ УРО ФСС РФ направил ответ об отсутствии основания для перерасчета пособия.

Просила признать незаконным решение ГУ УРО ФСС РФ об отсутствии основания для перерасчета пособия, обязать ответчика использовать для расчета пособия средний заработок истца в 2014 и 2015 гг. и выполнить перерасчет пособия с 01 ноября 2018 года.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, ОГКУ «Областное казначейство».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе ГУ УРО ФСС РФ просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что оснований для перерасчёта пособия истице не имеется, поскольку она реализовала своё право на замену лет при назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, а подача повторного заявления о замене календарных годов не  может являться основанием для перерасчёта, так как в соответствии с п.2.1 ст.15 Федерального закона №255-ФЗ предусматривается иное основание для перерасчета.  

Так как истица находилась  в отпуске по беременности  и родам, в отпуске по уходу за  ребенком в 2017, 2016 и 2015 годах, то для назначения  пособия  были взяты года, непосредственно предшествующие годам, в которых  застрахованное лицо  находилось в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребенком, а именно 2014 и 2013 годы. Таким образом, у Фонда были все правовые основания включить в расчетный период  для назначения  пособия 2013 год в соответствии с заявлением истицы.  

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УРО ФСС РФ  – без удовлетворения.  

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

Дело рассмотрено в отсутствии истицы Айметдиновой И.А., представителей третьих лиц Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, ОГКУ «Областное казначейство», извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что  Айметдинова И.А. работает *** *** Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.

Распоряжением   за № *** от ***11.2018 Айметдиновой И.А. работодателем на основании ее заявления был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком  за счет средств ГУ - УРО ФСС РФ.

Правоотношения  в системе  обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством  регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В соответствии с п.1 ст. 2.2 Закона № 255-ФЗ страховщиком по данному виду обязательного  социального страхования является Фонд социального страхования Российской Федерации, правовой статус которого регулируется Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101.

Согласно п. 6 Положения задачами Фонда является выплата гарантированных государством пособий по социальному страхованию.

Статьями 4, 13  Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что право  на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, предусмотрено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).

Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом (п. 3).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.

19.11.2018 страхователем в ГУ - УРО ФСС РФ представлен электронный реестр сведений на Айметдинову И.А. для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с 01.11.2018 по 24.02.2020. В представленном реестре отражен заработок для исчисления пособия в сумме за 2016 г. в сумме 68186,85 руб., за 2017г. - 89916,00 руб., количество календарных дней в расчётном периоде составляет 259. Для уточнения сведений страхователю ответчиком направлено извещение № *** от 22.11.2018 о предоставлении письменного пояснения о количестве исключаемых дней в расчетном периоде.

Согласно представленной справки  Айметдинова И.А. с 01.01.2016 по 21.02.2018 находилась в отпуске по уходу за первым ребенком, а с 14.06.2018 по 31.10.2018 – в отпуске по беременности и родам, а с 01.11.2018 ей был предоставлен отпуск по уходу за вторым ребенком.

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Пособия по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное  возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая. В связи с этим  работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением  страхового случая.

Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может  осуществляться не на любые года (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (Письмо ФСС РФ от 30.11.2015 № 02-09-11\15-23247 «По вопросу замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком»).

Исходя из системного толкования вышеприведенных  норм закона,  учитывая то, что истица в двух календарных годах (2016-2017 годы), непосредственно предшествующих году наступления страхового случая (2018 год) находилась в отпуске по уходу за ребенком,  расчет пособия при замене лет ей мог быть произведен с учетом ее заработка не ранее 2014 года 

Тем не менее, на основании предоставленного страхователем  28.11.2018  реестра сведений, в котором произведена замена календарных годов с 2016 г. на 2013 г., 2017 г. на 2014 г. Заработок для исчисления пособия за 2013 г. в сумме - 281394,83 руб., за 2014 г. - 320006,79 руб., количество календарных дней в расчетном периоде – 722.  Ответчик произвел расчет и выплату пособия в размере за полный календарный месяц составил 10 128,92 руб.

11.01.2019 страхователем представлен реестр с повторной заменой календарных годов с 2016 год на 2014 год, 2017 год на 2015 год. При расчете пособия, исходя из среднего заработка за 2014-2015 годы,  его размер составит 12 424,97 руб.

С учетом вышеизложенного и исходя из того, что изначально  ответчик обязан был рассчитать  пособие истице исходя из двух лет непосредственно предшествовавших наступлению страхового случая, т.е. 2014 и 2015 годы, вывод суда о незаконности отказа ГУ – УРО ФСС РФ в перерасчете Айметдиновой И.А. пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, является правомерным.

Поскольку вариант расчета пособия с учетом заработка истицы за 2014-2015 годы наиболее для нее выгодный, суд обоснованно с учетом конкретных обстоятельств дела и положений ст. 15 Федерального закона  № 255-Ф, обязал  ответчика  произвести расчет пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет исходя из среднего заработка истицы за 2-14-2015 годы, начиная с даты его назначения – 01.11.2018.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что в 2015 году истица также находилась в отпуске по беременности и родам, а потому  ответчик правомерно при расчете пособия  учел ее заработок за 2013-2014 года, несостоятельны, противоречат представленным доказательствам и основаны на неверном толковании закона.

Как следует из представленной справки,  в 2015 году истица работала  до 26.06.2015. С 27.06.2015 по 14.07.2015 и с 22.07.2015 по 05.08.2015 – период временной нетрудоспособности. С 23.09.2015 по 31.12.2015 – отпуск по беременности и родам.

Исходя  из этого, полученный истицей заработок за 2015 год подлежит учету и расчете пособия по уходу за ребенком.

И, поскольку 2015 год непосредственно предшествовал году, в котором истица находилась в отпуске по уходу за первым ребенком и не имела заработка, соответственно именно этот год подлежит включению в расчет, а не 2013 год. Указанное соответствует  принципу возмещения работнику  его реального заработка, который застрахованное  лицо получало непосредственно перед наступлением страхового случая.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: