Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 06.08.2019, опубликован на сайте 15.08.2019 под номером 82507, 2-я гражданская, об обязании обеспечить медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                      Дело № 33-3123/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 6 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области  на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 апреля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 5 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах К*** М*** А*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** М*** А*** медицинскими изделиями: ***, по 2 упаковки по рецептам от 07.03.2018 , 06.04.2018; *** по 2 упаковки по рецептам от 24.08.2018, 14.09.2018, 02.11.2018, 05.12.2018; ***, 0,2 упаковки по рецепту от 24.08.2018.

Решение в части возложения обязанности обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями подлежит немедленному исполнению.  

 

Заслушав доклад судьи  Казаковой М.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, в интересах              К*** М.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование исковых требований указал, что К*** М.А., *** года рождения, является *** и наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» (поликлиника №4) с диагнозом: ***, нуждается в лекарственных препаратах: ***, а также в медицинских изделиях: ***, тест полосках ***, ***. 07.03.2018, 06.04.2018, ему были выписаны медицинские рецепты на получение медицинского изделия – ***, в количестве по 2 упаковки и 24.08.2018, 14.09.2018, 02.11.2018, 05.12.2018 ему были выписаны рецепты на медицинские изделия *** по 2 упаковки. 24.08.2018 ему был выписан рецепт на получение медицинского изделия – *** в количестве 0,2 упаковки. При этом согласно отчету АО «Ульяновскфармация» названными выше медицинскими изделиями заявитель по рецептам не обеспечен. Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить К*** М.А. медицинскими изделиями по выписанным рецептам врача, обратить решение к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку данные медицинские изделия являются жизненно важными для К*** М.А.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Козырев А.Н., ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», АО «УльяновскФармация».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались спорные медицинские изделия согласно соответствующим государственным контрактам. Кроме того считает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Полагает, что не обеспечение истца медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.  Кроме того, медицинские изделия имеют определённый срок годности и не подлежат запасам впрок. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными медицинскими изделиями по причине завершения 2018 финансового года. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на медицинские изделия впрок. 

Дело рассмотрено  в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что К*** М.А. является ***, наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» (поликлиника №4), имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения медицинскими изделиями, в том числе: ***.

Установлено, что врачами ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» (поликлиника №4) К*** М.А. были выписаны рецепты на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями тест полоски *** №50, по 2 упаковки по рецептам от 07.03.2018 (№7318223832), 06.04.2018 (№7318225839); тест полоски *** по 2 упаковки по рецептам от 24.08.2018 (№73182213351), 14.09.2018 (№73182214737), 02.11.2018 (73182217915), 05.12.2018 (№73182220326); *** №100, 0,2 упаковки по рецепту от 24.08.2018 (№73182213352).

Однако согласно данным региональной информационной системы несовершеннолетний К*** М.А. в 2018-2019 г.г. данными медицинскими изделиями по указанным рецептам не обеспечен.

В связи с тем, что К*** М.А. не обеспечен лекарственными препаратами по рецептам, выписанным лечащим врачом в установленном законом порядке, прокурор Железнодорожного района города Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011     №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального разви­тия РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обраще­нии гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данном Перечне предусмотрен  отпуск всех лекарственных средств больным ***.

Этим же Постановлением Правительства лекарственное обеспечение граждан возло­жено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены следующие функции:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области (ранее – Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области), утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство является исполнительным органом государ­ственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

Согласно п.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

На основании изложенного полномочиями в сфере здравоохранения, в частности, сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами на территории Ульяновской области обладает, прежде всего, Министерство здравоохранения Ульяновской области (ранее - Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области).

В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что К*** М.А.  по выписанным рецептам врача на бесплатное получение медицинских изделий не обеспечен в полном объеме, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что не обеспечние          К*** М.А. медицинскими изделиями возникло по вине АО «УльяновскФармация» несостоятельны, поскольку фактическое обеспечение  истца  необходимыми ему медицинскими изделиями  зависит от наличия медицинских изделий в аптеке, обязанность по контролю за которым возложена на Министерство здравоохранения Ульяновской области.

При этом ответчик не представил суду доказательства того, что по заключенному им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинскими изделиями: ***, было полным и его не выдача К*** М.А. по предъявленным рецептам произошла по вине АО «Ульяновск Фармация».

Иные доводы, приведённые Министерством в апелляционной жалобе, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 апреля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 5 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: