Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 05.08.2019, опубликован на сайте 08.08.2019 под номером 82476, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-164/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

5 августа 2019 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Ларионовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Обломкова Максима Николаевича, Карася Геннадия Николаевича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Обломков М.Н., Карась Г.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости:

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 3134 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1426 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- здания с кадастровым номером ***, площадью 787,7 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- здания с кадастровым номером ***, площадью 532,7 кв.м, расположенного по адресу: ***,  на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанные объекты принадлежат административным истцам на праве собственности, они являются плательщиками земельного налога и налога на имущество физических лиц, налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объектов.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** установлена в размере 4 038 044 руб. 14 коп; земельного участка с кадастровым номером *** – 1 837 343 руб. 96 коп; здания с кадастровым номером *** – 10 189 844 руб. 74 коп; здания с кадастровым номером *** – 6 891 113 руб. 74 коп.

Согласно отчетам оценщика ООО «РАДО» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 г. составляла 2 334 830 руб. 48 коп; земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 2 мая 2012 г. - 1 075 874 руб. 22 коп; здания с кадастровым номером *** по состоянию на 18 декабря 2012 г. - 2 019 306 руб. 28 коп; здания с кадастровым номером *** по состоянию на 5 марта 2014 г. - 2 694 977 руб. 73 коп. 

Несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административных истцов, поскольку влечет увеличение налоговых платежей.

Административные истцы просили установить кадастровую стоимость принадлежащих им объектов в размере, равном их рыночной стоимости.

В судебное заседание административные истцы Обломков М.Н., Карась Г.Н., их представитель Синев П.Д. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменных возражениях указал, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и утверждении ее результатов, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал на то, что Управление прав административного истца не нарушало, против пересмотра кадастровой стоимости не возражает, решение оставляет на усмотрение суда.

Представители Правительства Ульяновской области, администрации города Димитровграда в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, письменных возражений в суд не направили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером ***, площадью 532,70 кв.м, расположенное по адресу: ***, поставлен на кадастровый учет 12 сентября 2013 г., на праве общей долевой собственности принадлежит Обломкову Г.Н. и Карасю Г.Н.

Объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером ***, площадью 787,70 кв.м, расположенное по адресу: ***, поставлен на кадастровый учет   13 декабря 2012 г., на праве собственности принадлежит Обломкову Г.Н.

Объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1426 кв.м, расположенный по адресу: ***, поставлен на кадастровый учет   26 апреля 2012 г., на праве собственности принадлежит Обломкову Г.Н.

Объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 3134 кв.м, расположенный по адресу: ***, поставлен на кадастровый учет   11 марта 2005 г., на праве общей долевой собственности принадлежит Обломкову Г.Н. и Карасю Г.Н.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 г. № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» и актов утверждения кадастровой стоимости от         5 марта 2014 г. и 18 декабря 2012 г. кадастровая стоимость объектов недвижимости с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости определена: здания с кадастровым номером *** в 6 891 113 руб. 74 коп., здания с кадастровым номером *** – 10 189 844 руб. 74 коп.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости также следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области           № 21-П от 18 января 2012 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 г. определена в размере   4 038 044 руб. 14 коп.; земельного участка с кадастровым номером *** с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 27 апреля 2012 г. – 1 837 343 руб. 96 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 5 марта 2014 г., с кадастровым номером *** – 27 декабря 2012 г., *** – 26 апреля 2012 г., *** – 30 января 2013 г., следовательно, пятилетний срок по всем объектам на момент обращения в суд (15 мая 2019 г.) истек. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истцы в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области не обращались.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административными истцами срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость объектов недвижимости, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административных истцов, очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Ульяновской области не проводилась. Единой датой применения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в качестве налоговой базы для физических лиц является         1 января 2018 г. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административными истцами своими правами.

В статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»  указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Учитывая разницу рыночной стоимости объектов недвижимости, определенную отчетами об оценке, представленными административным истцом, и их кадастровой стоимости, по делу была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости объектов недвижимости, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 121/030-2019 от 17 июля 2019 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость объектов недвижимости составила:

земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 г. составляла 1 880 400 руб.; земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 26 апреля 2012 г. - 1 226 360 руб. здания с кадастровым номером *** по состоянию на 13 декабря 2012 г. – 3 726 405 руб.; здания с кадастровым номером *** по состоянию на 12 сентября 2013 г. - 2 075 022 руб. 

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости объектов недвижимости, производство которой было поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск», предварительная оплата расходов по экспертизе была возложена на административных истцов, которые оплату не произвели. Экспертное учреждение ходатайствовало о взыскании расходов по экспертизе при вынесении решения.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость объектов недвижимости, установленная судом по результатам судебной экспертизы, значительно ниже их кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 г., расходы по производству судебной экспертизы подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В рассматриваемом деле таковым органом является Правительство Ульяновской области, утвердившее результаты кадастровой оценки, поэтому судебные издержки подлежат взысканию с Правительства Ульяновской области.

 

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Обломкова Максима Николаевича, Карася Геннадия Николаевича о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 3134 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 г. –  1 880 400 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1426 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 апреля 2012 г. –  1 226 360 руб.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ***, площадью 787,7 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 декабря 2012 г. –  3 726 405 руб.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ***, площадью 532,7 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013 г. – 2 075 022 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 15 мая 2019 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***.

Взыскать с Правительства Ульяновской область в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» расходы по производству судебной экспертизы 80 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина