Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии
Документ от 30.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82455, 2-я гражданская, о признании незаконным решения о прекращении полномочий члена участковой избирательной комиссии комиссии №1901 с правом решающего голоса, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Янина И.В.                                                                         Дело № 33а-3072/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          30 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Тарасова Вячеслава Юрьевича – Сысоева Виктора Константиновича на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 30 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

административные исковые требования Тарасова Вячеслава Юрьевича к Территориальной избирательной комиссии МО «Николаевский район» Ульяновской области о признании незаконным постановления и его отмене, восстановлении членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, взыскании морального вреда оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя         Тарасова В.Ю. - Сысоева В.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Избирательной комиссии Ульяновской области        Гусева И.В., представителя Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Николаевский район» Хайровой Е.А., не согласившихся с апелляционной жалобой, заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тарасов В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением,  в котором просил признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Николаевский район» №64/206-3 от 10.07.2018 об освобождении его от обязанности члена участковой избирательной комиссии №1901 с правом решающего голоса; отменить данное постановление в части, касающейся Тарасова В.Ю., восстановить его в качестве члена участковой избирательной комиссии № 1901 с правом решающего голоса; взыскать с административного ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей за нарушение права на участие в работе избирательной комиссии.

Указал, что весной 2018 года им как членом политической партии «Справедливая Россиия» было принято поступившее от регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Ульяновской области предложение о назначении членом участковой избирательной комиссии №1901 с правом решающего голоса.

В последующем региональным отделением партии ему было сообщено о принятии территориальной избирательной комиссией муниципального образования  «Николаевский район» решения о назначении членом участковой избирательной комиссии №1901 с правом решающего голоса, а также разъяснено о том, что ему нужно будет принимать участие в подготовке, организации и проведении выборов, которые состоятся 09.09.2018, для чего с ним свяжутся сотрудники территориальной избирательной комиссии.

В середине января 2019 года ему позвонила председатель территориальной избирательной комиссии Хайрова Е.А. и сообщила, что нужно срочно написать заявление о прекращении исполнения им полномочий члена участковой избирательной комиссии №1901, так как он избирался в депутаты.

Он не планировал писать и не писал заявления о досрочном прекращении полномочий члена участковой избирательной комиссии и считал, что является  членом участковой избирательной комиссии с правом №1901 с правом решающего голоса. Принятие административным ответчиком постановления от 10.07.2018 о прекращении его полномочий является незаконным.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше  решение.

В апелляционной жалобе представитель Тарасова В.Ю. – Сысоев В.К. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Не соглашается с выводом суда о пропуске срока для обращения в суд, поскольку в соответствии с действующим законодательством трехмесячный срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. О прекращении полномочий члена избирательной комиссии Тарасову В.Ю. стало известно в январе 2019 года из сообщения регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Ульяновской области. Тарасов В.Ю. не писал заявление о прекращении полномочий. Копия оспариваемого постановления не направлялась в его адрес и не публиковалась в средствах массовой информации.

В возражениях на апелляционную жалобу Избирательная комиссия Ульяновской области, Территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Николаевский район» просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился Тарасов В.Ю., о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие административного истца согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого по делу решения.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит совокупность следующих обстоятельств, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (ст.227 КАС РФ).

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если настоящим кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд (ч.1 ст.219 КАС РФ).

Согласно ч.1 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п.2 ст.19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

В силу п.5.1. ст.27 указанного выше закона кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации или по ее решению территориальными комиссиями в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Николаевский район» от 05.06.2018 №58/161- 3 «О назначении составов и председателей участковых избирательных комиссий состава 2018-2023 годов» Тарасов В.Ю. был назначен членом участковой избирательной комиссии №1901 с правом решающего голоса.

На основании подп.«ж» п.1 ст.29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации», в соответствии с которым кандидат на соответствующих выборах не может являться членом избирательной ко­миссии с правом решающего голоса, Тарасов В.Ю. 10.07.2018 постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Николаевский район» № 64/206-3 освобожден от обязанностей члена участковой избирательной комиссии №1901 с правом решающего голоса.

Как установлено судом, в период предвыборной кампании и на дату выборов, которые состоялись 09.09.2018, Тарасов В.Ю. являлся кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ульяновской области и в силу приведенной выше нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации» не мог исполнять обязанности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В июле 2018 года председателем участковой избирательной комиссией Федоровой М.Ф. Тарасову В.Ю. было разъяснено о невозможности совмещения статуса кандидата в депутаты и члена участковой избирательной комиссии. Однако административный истец вопросом о своем членстве в территориальной избирательной комиссии не интересовался ни до выборов, ни после, вплоть до 23.01.2019 - даты обращения с жалобой в Избирательную комиссию Ульяновской области и в суд с настоящим административным иском.

Результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва опубликованы 18.09.2018 в газете «Ульяновская правда» (выпуск №68). Результаты выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Николаевское городское поселение» Николаевского района Ульяновской области четвертого созыва опубликованы 19.09.2018 в газете «Наш Край» (выпуск №38).

Отказывая в удовлетворении заявленных Трасовым В.Ю. требований, суд обоснованно не усмотрел предусмотренных ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска.

Как установлено судом, в связи с принятием 29.01.2019 Избирательной комиссией Ульяновской области постановления № 69/455-6 «О дополнительном зачислении в резерв составов участковых комиссий на территории Ульяновской области», 31.01.2019 территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Николаевский район» в адрес Тарасова В.Ю. было направлено сообщение о наличии вакантного места для назначения в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1901 с разъяснением возможности и порядка зачисления в резерв составов участковых комиссий для дальнейшего назначения в состав участковой избирательной комиссии. Указанное сообщение получено административным истцом 05.02.2019, однако он не воспользовался возможностью приобретения статуса члена участковой избирательной комиссии. Также территориальной избирательной комиссией уведомление о необходимости согласовать кандидатуру для назначения в состав участковой избирательной комиссии №1901 было направлено в региональное отделение политической партии «Справедливая Россия».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что права Тарасова В.Ю. не нарушены оспариваемым постановлением территориальной избирательной комиссии, поскольку, как указано выше, в период наличия у административного истца статуса кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области он не мог исполнять обязанности члена избирательной комиссии. После же обращения Тарасова В.Ю. в январе 2019 года в Избирательную комиссию Ульяновской области административным ответчиком были приняты меры для включения административного истца в состав участковой избирательной комиссии. Ему было направлено сообщение о наличии вакантного места для назначения в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка №1901, однако он не воспользовался данным предложением.

При таких обстоятельствах суд правомерно не усмотрел нарушения прав административного истца оспариваемыми действиями административного ответчика.

Вывод суда о пропуске административным истцом срока на обжалование постановления от 10.07.2018 судебная коллегия считает обоснованным, поскольку после окончания выборов и опубликования их результатов Тарасов В.Ю. имел возможность в установленный законом сок обжаловать действия административного ответчика.

Кроме того, вывод о пропуске срока обращения в суд не нарушает права административного истца, поскольку административный иск разрешен судом по существу.

Принятое по делу решение является правильным, судом надлежаще установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Тарасова Вячеслава Юрьевича – Сысоева Виктора Константиновича  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: