Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возмещение материального ущерба причиненного работодателю
Документ от 30.07.2019, опубликован на сайте 13.08.2019 под номером 82451, 2-я гражданская, о возмещении ущерба, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Климонтова Е.В.                                                     Дело № 33-2880/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       30 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению военного прокурора Ульяновского гарнизона на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования военного прокурора Ульяновского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, к Караханову Велихану Сарухан оглы о возмещении материального ущерба удовлетворить частично.

Взыскать с Караханова Велихана Сарухан оглы в пользу Российской Федерации, в лице Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенским областям и Республике Мордовия», в счет возмещения материального ущерба 13 253,29 руб.

В удовлетворении остальной части требований военному прокурору Ульяновского гарнизона, действующему в интересах Российской Федерации, отказать.

Взыскать с Караханова Велихана Сарухан оглы в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 530,13 руб.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения помощника военного прокурора Ульяновского гарнизона Фатича А.С., поддержавшего доводы апелляционного представления, настаивавшего на отмене судебного решения, принятии нового - об удовлетворении исковых требований, представителей ответчика Караханова В.С. – Николаева Ю.Г., Гоенко А.Д., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Военный прокурор Ульяновского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Караханову В.С. о возмещении материального ущерба.

Требования мотивированы тем, что Караханов В.С. с 22.03.2011 работал по трудовому договору в войсковой части *** дислоцированной в городе Ульяновске,  с ***.12.2011 по ***.08.2016 состоял в должности *** войсковой части. С  Карахановым В.С. был заключен договор о полной материальной ответственности, согласно которому ответчик принял все хранившееся на складе имущество. Впоследствии, в период с 31.12.2011 по 09.06.2016 Караханов В.С., как материально-ответственное лицо, в установленном порядке  принимал поступавшее в войсковую часть *** военное вещевое и иное имущество, однако надлежащее его хранение не организовал, меры по предотвращению утрат материальных ценностей не принимал, их правильное хранение, выдачу и использование не обеспечил, работу по экономному, рациональному расходованию материальных ценностей не выполнял.

В период с 31.12.2011 по 09.06.2016 Караханов В.С. по причине слабых знаний в сфере складского учета и халатного отношения к оформлению документации о выдаче имущества с вещевого склада войсковой части ***, а также по причине ненадлежащей организации работы по выдаче военного имущества допустил выдачу имущества без надлежащего оформления учетных документов, в результате чего своими преступно-халатными действиями образовал недостачу имущества.

07.05.2018 в отношении Караханова В.С. следователем военного следственного отдела СК России по Ульяновскому гарнизону было возбуждено два уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые были соединены в одно производство. 07.10.2018 Караханову В.С. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно заключению, данному по результатам контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности вещевой службы войсковой части *** от 12.08.2016, по вещевому складу войсковой части *** была выявлена недостача имущества на общую сумму 6 423 133,56 руб., что подтверждается заключениями проведенных по уголовному делу № *** бухгалтерских экспертиз от 25.09.2018 и 05.10.2018, и пояснениями специалиста-начальника 2 ФРП ФКУ «ОФО по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» А*** И.К.

Таким образом, Караханов В.С., являясь должностным и материально-ответственным лицом, в результате халатного отношения к своим должностным обязанностям образовал недостачу военного вещевого и иного имущества, то есть совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанным преступлением государству причинен ущерб на общую сумму 6 423 133,56 руб.

08.10.2018 уголовное дело в отношении Караханова В.С. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Просил взыскать с Караханова В.С. в пользу Российской Федерации 6 423 133,56 руб., в счет возмещения причиненного государству ущерба.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционном представлении и уточнении к нему военный прокурор Ульяновского гарнизона просит изменить решение суда, увеличив сумму, подлежащую взысканию с ответчика до 6 423 133 руб. 56 коп. Считает, что в связи с установлением вины Караханова В.С. в причинении ущерба государству в размере 6 423 133 руб. 56 коп. и наличием заключенного в установленном в законом порядке договора о полной материальной ответственности работника, судом не обоснованно не применены положения пунктов 1 и 2 ст. 243 ТК РФ.

Дело рассмотрено в отсутствии ответчика Караханова В.С., представителей ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ульянвоской и Пензенской областям и Республики Мордовия», Войской части 73612, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются в том числе несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований  военного прокурора Ульяновского гарнизона, суд без учета всех обстоятельств дела и представленных доказательств, неправомерно пришел к выводу о том, что оснований для возложения на Караханова В.С. материальной ответственности в полном объеме не имеется, и руководствуясь ст. 241 ТК РФ взыскал с него в возмещение  ущерба сумму в размере среднемесячного заработка.

Исходя из вышеизложенного, решение Зволжского районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2019 года по иску военного прокурора Ульяновского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, к Караханову Велихану Сарухан оглы о возмещении материального ущерба подлежит отмене.

Из материалов дела следует,  что Караханов В.С. состоял в трудовых отношениях  с войсковой частью *** с ***.03.2011 по ***.08.2016, в том числе  с ***.12.2011 по ***.08.2016 состоял в должности *** войсковой части ***

В декабре 2014 года с Карахановым В.С. был заключен договор о полной материальной ответственности.

Караханов В.С. в силу своего служебного положения, согласно пунктам 242, 274 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному и введенному в действие приказом Министерства обороны РФ от 03.06.2014 № 333, а также своей должностной инструкции, утвержденной командиром войсковой части 73612, работая в должности заведующего вещевым складом, обязан был, в числе прочего, организовывать хранение, сбережение и обновление запасов материальных ценностей вещевого склада, принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей, знать состояние закрепленных объектов материально-технической базы, обеспечивать их правильное содержание и использование, организовывать работу по экономному, рациональному расходованию материальных ценностей, вести учет технических средств и других материальных ценностей по службам и не реже сроков, установленных руководящими документами, организовывать проверку их наличия, содержания и технического состояния, знать номенклатуру и характеристики хранящихся на складе материальных ценностей, нормы и правила их укладки в автомобильный транспорт, вагоны, контейнеры, пакеты, на поддоны и стеллажи, а также технологию обработки и консервации хранимого имущества, сроки его хранения и обновления, строго выполнять правила приема, хранения, выдачи и сдачи материальных ценностей, не допуская при этом случаев их порчи и недостач, принимать и выдавать материальные ценности по установленным первичным учетным документам, вести учет материальных ценностей, находящихся на складе, в сроки, установленные графиком документооборота, представлять первичные учетные документы по приходу и расходу материальных ценностей в финансовый (отчетный) орган, следить за своевременным освежением материальных ценностей, хранящихся на складе, лично руководить погрузочно-разгрузочными работами, строго соблюдать требования безопасности при погрузке (выгрузке) грузов.

Согласно приказу командира войсковой части *** № *** от 11.07.2016 была проведена инвентаризация материальных ценностей вещевой службы.

Согласно заключению, данному по результатам контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности вещевой службы войсковой части ***, от 12.08.2016 выявлены нарушения на общую сумму 40131266,81 руб., которыми государству причинен реальный ущерб на сумму 30727685,95 руб., а именно: недостача вещевого имущества на складе части на сумму 4186459,86 руб.; недостача вещевого имущества в подразделениях части на сумму 218905,29 руб.; неправомерное (незаконное) списание вещевого имущества ВКПО на сумму 25307865,66 руб.; неправомерный (незаконный) расход имущества ВКПО, совершенный путем повторной выдачи на сумму 224078,71 руб.; неправомерный (незаконный) расход вещевого имущества, не положенного к выдаче на сумму 252437,71 руб.; неподтвержденный расход рубашек защитного цвета с длинным рукавом на сумму 537938,72 руб.

Кроме того, на складе части были выявлены излишки вещевого имущества на общую сумму 9403580,86 руб.

По результатам проведения данных контрольных мероприятий в том числе в отношении Караханова В.С. 07.05.2018 следователем военного следственного отдела СК России по Ульяновскому гарнизону было возбуждено два уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые были объединены в одно производство.

В ходе проведения следственных действий было установлено, что  Караханов В.С. будучи назначенным на должность ***  восковой части ***, ***12.2011  в установленном законом порядке принял дела и должность, заключил с командиром войсковой части *** договор о полной материальной ответственности и принял  все хранившееся на складе имущество. Впоследствии, в период с 31.12.2011 по 09.06.2016 Караханов В.С, как материально-ответственное лицо, установленным порядком принимал поступавшее в войсковую часть  *** военное вещевое и иное имущество, однако надлежащее его  хранение не организовал, меры по предотвращению утрат материальных ценностей не принимал, правильное их хранение, выдачу и использование не обеспечил, работу по экономному  рациональному расходованию материальных ценностей не выполнял.

В результате  недобросовестного и небрежного отношения Караханова В.С. в период с 31.12.2011 по 09.06.2016  к исполнению своих служебных обязанностей, государству в лице Министерства обороны Российской федерации был причинен материальный ущерб на сумму 6 423 133 руб. 56 коп.

Размер причиненного в результате ненадлежащего исполнения  Карахановым В.С.  должностных обязанностей, материального ущерба  установлен проведенными  в ходе расследования уголовного дела бухгалтерскими экспертизами от 25.09.2018 и от 05.10.2018, а также  показаниями начальника  2 ФРП ФКУ «ОФО по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» Аблязовап И.К.

07.10.2018 Караханову В.С. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, а 08.10.2018 уголовное дело в отношении него было прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15).

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064).

Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294 (право хозяйственного ведения), 296 (право оперативного управления).

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определен перечень объектов имущества, которые независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности.

Приложением № 2 к названному постановлению от 27 декабря 1991 года №3020-1 в числе объектов федеральной собственности, необходимых для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, значится имущество вооруженных сил.

Частью 12 статьи 1 Федерального закона 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Подпунктом 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» определено, что МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил; имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (пункт 1).

Пункт 2 названного постановления Правительства Российской Федерации к числу основных функций Министерства обороны Российской Федерации, осуществляемых в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций относит: осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (подпункт «а»); осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принятию в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (подпункт «б»); организация оценки имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации, определение условий договоров о проведении оценки федерального имущества (подпункт «д»).

В силу ст. 242 ТК РФ  полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный  ущерб в полном объеме размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными  федеральными законами.

Материальная ответственность в полном размере  причиненного ущерба  возлагается на работника в том числе и в случае когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена  материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении  работником трудовых обязанностей (ст. 243 ТК РФ).

Поскольку Караханов В.С. являясь материально ответственным лицом как в силу своего служебного положения, так и заключенного с ним договора о полной материальной ответственности, ненадлежащим образом исполнял возложенные на него служебные обязанности, что привело к недостаче материальных ценной и причинению материального ущерба государству на сумм 6 423 133 руб. 56 коп., ответчик подлежит привлечению к материальной ответственности в полном объеме.

В соответствии со статьей 250 Трудового кодекса Российской Федерации орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.

Исходя из фактических обстоятельств, при которых  ответчиком был причинен указанный материальный ущерб, упущений работодателя, не принявшего своевременно мер по контролю за исполнением Карахановым В.С. должностных обязанностей,  а также с учетом данных о личности виновного, его  материального положения и состояния здоровья, судебная коллегия полагает возможным снизить  размер материального ущерба, подлежащего взысканию с Караханова В.С. до 250 000 руб., взыскав указанную сумму в пользу Российской Федерации, в лице Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенским областям и Республике Мордовия».

Доводы представителя ответчика о незаконности привлечения Караханова В.С. к материальной ответственности за недостачу вверенного ему имущества  в связи с тем, что инвентаризация вещевого склада 29.07.2016  была проведена в отсутствии Караханова В.С., ему не предлагалось предоставить комиссии все учетные документы, а также дать объяснения по недостающему имуществу, т.е. нарушен установленный законом порядок выявления недостачи, несостоятельны и в данном случае правового значения не имеют.

Так, факт наличия недостачи (материального ущерба) и ее размер, а также вина в этом  Караханова В.С. установлены в хода расследования  уголовного дела, в том числе и проведенными бухгалтерскими экспертизами, показаниями свидетелей и самого Караханова В.С.

Таким образом, в данном случае недостача и вина  в этом ответчика была установлена  в ином порядке, который не исключает возможность  возмещения материального ущерба за счет виновного.

В силу ст. 103 ГПК РФ с Караханова В.С. подлежит взысканию госполшлина в доход местного бюджета в размере 5700 руб.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2019 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

Исковые требования военного прокурора Ульяновского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, к Караханову Велихану Сарухан оглы о возмещении материального ущерба удовлетворить частично.

Взыскать с Караханова Велихана Сарухан оглы в пользу Российской Федерации, в лице Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенским областям и Республике Мордовия», в счет возмещения материального ущерба 250 000  руб.

В удовлетворении остальной части требований военному прокурору Ульяновского гарнизона, действующему в интересах Российской Федерации, отказать.

Взыскать с Караханова Велихана Сарухан оглы в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 5700 руб.

 

Председательствующий

 

Судьи: