Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспепчение лекарственными препаратами
Документ от 30.07.2019, опубликован на сайте 13.08.2019 под номером 82437, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить медицинскими прнепаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ханбекова Н.М.                                                     Дело № 33-3075/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       30 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Павловского района Ульяновской области в интересах Поздышевой Галины Ивановны, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Поздышеву Галину Ивановну, *** года рождения,  лекарственными средствами: *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 16.01.2019 года серия ***, *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 16.01.2019 года серия ***, ***   в соответствии с назначением врача по рецепту от 13.02.2019 года серия ***.

Решение подлежит немедленному исполнению.   

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Павловского района Ульяновской области, действуя в  интересах Поздышевой Г.И., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности бесплатно обеспечить лекарственными средствами.

Требования обосновал тем, что Поздышева Г.И. состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Павловская РБ» с диагнозом: ***, ей установлена  *** группа инвалидности, рекомендовано постоянно принимать ***, дополнять терапию ***: ***. Аналогичные сведения о необходимости приема указанных лекарственных средств содержатся в информации ГУЗ «Павловская РБ» от 27.03.2019, согласно которой Поздышева Г.И. нуждается в приеме ***. Лечащим врачом  ГУЗ «Павловская РБ» Нуряевой Л.П.  Поздышевой Г.И. выписаны рецепты на получение лекарственного средства ***. в количестве 1 уп. (рецепты врача от 16.01.2019, 13.02.2019, 19.03.2019), рецепты на получение лекарственного средства ***. в количестве 1 уп. (рецепты врача от 16.01.2019, 13.02.2019, 19.03.2019). Указанные рецепты предъявлены в аптечный пункт АО «УльяновскФармация». Вместе с тем, как установлено прокурорской проверкой указанные лекарственные средства Поздышевой Г.И. до настоящего времени не получены.

С учетом уточнения прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Поздышеву Г.И.  лекарственным средством ***. в количестве 1 упаковка по рецепту от 16.01.2019, лекарственным средством *** в количестве 1 упаковка по рецепту от 16.01.2019, лекарственным средством *** в количестве 1 упаковка по рецепту от 13.02.2019. Решение  обратить к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку указанные лекарственные средства являются жизненно необходимыми.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим лекарственным препаратом. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Павловского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.  

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Поздышева Г.И., *** года рождения,  являясь инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И.Марьина» с диагнозом: «***».

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у Поздышевой Г.И. заболеванием  ей  16.01.2019 был выписан рецепт (серия  ***) на получение лекарственного препарата ***. в количестве 1 упаковка; 16.01.2019  был выписан рецепт на получение лекарственного препарата ***  в количестве 1 упаковки (серия ***), 13.02.2019 рецепт на получение  лекарственного препарата ***  в количестве 1 упаковки (серия ***).

При этом согласно отчету АО «Ульяновскфармация» названными выше лекарственными препаратами, Поздышева Г.И. по указанным  рецептам не обеспечена.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что  Поздышева Г.И.  имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истицы  лекарственными препаратами по назначению врача: ***. в количестве 1 упаковка по рецепту от 16.01.2019;  ***  в количестве 1 упаковки по каждому рецепту от 16.01.2019 и 13.02.2019. 

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за не обеспечение  Поздышевой Г.И.  необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке препаратов: *** и ***   выполнило, невыдача же указанных  препаратов истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача  Поздышевой Г.И. бесплатно лекарственных препаратов по льготным рецептам от 16.01.2019 и 13.02.2019 произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истицу лекарственными препаратами только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истица постоянно нуждается в приеме указанных  препаратов, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена ими сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: