Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 16.07.2019, опубликован на сайте 29.07.2019 под номером 82165, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Евдокимова И.В.                                                                  Дело № 33-3025/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   16 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10 апреля 2019 года,  по которому постановлено:

уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в интересах Сергеевой Валентины Михайловны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области возместить Сергеевой Валентине Михайловне  денежные средства в размере 3011 (три тысячи одиннадцать) рублей 60 копеек, затраченные на приобретение лекарственного препарата «P***» (П***).

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Сергееву Валентину Михайловну, ***.***.*** года рождения, лекарственным препаратом «L***+B***» (Л***+Б***) в соответствии с назначением врача по рецепту от 20.12.2018 серии ***.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Данилова Е.В.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» в интересах  Сергеевой В.М. о  понуждении к своевременному оформлению рецептов, обеспечению  лекарственным препаратом, взыскании  денежных средств, затраченных на приобретение  лекарственного препарата.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города была проведена проверка, в ходе которой  установлено, что Сергеева В.М., 22.10.1949 года рождения, является и***  *** группы, имеет право на бесплатное  получение всех лекарственных средств по рецептам врача. 20.09.2018, 09.11.2018 и 04.02.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Сергеевой В.М. были выписаны рецепты серии *** и *** №№ ***, *** и  ***  для получения лекарственного препарата «***» (П***). 20.12.2018 истице был выписан рецепт серии *** № *** для получения лекарственного препарата «L***+B***» (Л***+Б***). При обращении в аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация» в выдаче лекарственных препаратов ей было отказано ввиду их отсутствия в наличии. По причине отсутствия лекарственного препарата «P***» в аптечных учреждениях ОАО «УльяновскФармация» г. Димитровграда, Сергеева В.М. приобрела его за собственные денежные средства, потратив 3011,60 руб. Обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью Министерства, исполнение которой возложено на него действующим законодательством. Между тем, как установлено проверкой, от выполнения указанных требований закона ответчики самоустранились. Лекарственные препараты «P***», «***+B***» были включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р в перечень ЖНВЛП на 2018 год, а также -  Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 №2738-р в перечень ЖНВЛП указанные препараты включены на 2019 год. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатным жизненно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. Более того, не предоставление Сергеевой В.М. лекарственных препаратов в  рекомендованных лечащим врачом дозировках влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.

По уточненным требованиям прокурор просил взыскать  с Министерства здравоохранения Ульяновской  области в пользу Сергеевой В.М.  денежные средства  в размере  3011 руб. 60 коп.,  затраченные на приобретение лекарственного препарата «P***»; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской  области  обеспечить  Сергееву В.М. лекарственным препаратом  «L***+B***»  в соответствии с назначением врача по рецепту от 20.12.2018 серии *** №***

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить в части возложения обязанности на Министерство обеспечить Сергееву В.М. лекарственным препаратом (Л*** + Б***) по рецепту от 20.12.2018 серии *** №***, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Обеспечение осуществляется лишь на основании выписанных в установленном порядке рецептов и соответственно прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Министерство не имеет возможности выдать лекарственный препарат требуемый истицей по рецепту от 20.12.2018, вследствие истечения срока годности данного рецепта. Просит учесть, что по данному требованию Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами Сергееву В.М. в связи с завершением 2018 финансового года. Добавляет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки данного лекарственного препарата впрок.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сергеева В.М., *** *** *** года рождения, является и*** *** группы,  имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, в связи с заболеванием  нуждается в лекарственных препаратах «P***» (п***), «L***+B***» (л***+б***).

20 декабря 2018 года  лечащим врачом Сергеевой В.М. был выписан рецепт серии *** №*** на получение лекарственного препарата «L***+B***», однако данным лекарственным препаратом она обеспечена не была, в связи с его отсутствием в аптечной сети.

Сергеевой В.М. были выписаны льготные рецепты  от 20 сентября, 9 ноября 2018 года,  4 февраля 2019 года на получение лекарственного препарата «P***». Поскольку по данным рецептам истица не была вовремя обеспечена спорным лекарством, она приобрела за свой счет 13.12.2018, 28.11.2018, 11.11.2018, 15.10.2018, 18.02.2019, 01.03.2019  указанный медицинский препарат на сумму 3011 руб.60 коп.

Принимая решение об удовлетворении уточненных исковых требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Сергеевой В.М., не установлено.

В ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В п.5 ч.1 ст.29 вышеуказанного Закона указано, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п.8 ч.1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п.6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст.13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной государственной помощи.

В соответствии с  ч.3 ст.80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р, лекарственные препараты «L***+B***», «*** внесены в указанный перечень, и Сергеева В.М. на основании ст.ст.6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по соответствующим рецептам.

Таким образом, на основании вышеприведённых правовых норм, Сергеева В.М., являясь инвалидом 2 группы, при наличии у нее права на льготное лекарственное обеспечение, на собственные средства приобрела лекарственный препарат по выписанным ей рецептам, в связи с чем расходы истицы на его приобретение правомерно возмещены ей за счет Министерства здравоохранения Ульяновской области. Решение суда в данной части не оспаривается.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Сергеевой В.М. лекарственным препаратом в соответствии с назначением врача по выписанному  рецепту, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь.

При этом оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность, обеспечить Сергееву В.М. лекарственным препаратом по конкретному рецепту врача.

Вопреки доводам жалобы, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Сергеевой В.М. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными средствами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Сергеевой В.М. в спорном лекарственном препарате в связи с заболеванием  носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Сергееву В.М. по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского  городского суда Ульяновской области от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи