У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Петрова
И.И. Дело
№ 33а-2761/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
16
июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной
жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2019 года, по которому
постановлено:
в
удовлетворении административного иска Ульяновского межрайонного
природоохранного прокурора к администрации города Ульяновска об обязании
устранить несанкционированную свалку отходов отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения
представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Шамсутдиновой Л.М., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах
неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к
администрации города Ульяновска об обязании устранить несанкционированную
свалку площадью 9606 кв.м на земельном участке с кадастровым номером *** по
адресу: *** *** ***).
В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной
прокуратурой совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по
Ульяновской области, Агентства государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области, экспертами филиала ЦЛАТИ по Ульяновской области, в
деятельности административного ответчика выявлены нарушения федерального
законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и
потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.
Земельный участок по адресу: *** захламлен отходами производства и
потребления: строительный мусор, ТБО, обрезь ветвей, сучьев. Данная свалка не
внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, не предусмотрена
Территориальной схемой обращения с отходами.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской
области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской
области, ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по
Приволжскому федеральному округу», Правительство Ульяновской области,
Управление жилищно-коммунального хозяйства и благополучия администрации
г.Ульяновска, Управление по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска,
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство
природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как
незаконное и принять новое решение об удовлетворении требований прокурора.
Указывает, что полномочия по организации деятельности по сбору и
транспортированию твердых коммунальных отходов и обеспечение безопасности
эксплуатации полигонов бытовых отходов возложены на орган местного
самоуправления. Требования административного истца считает обоснованными и
подлежащими удовлетворению.
В заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области Шамсутдинова Л.М., которая поддержала
доводы апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле в суд не явились, о месте и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц согласно ст.150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером
73:19:000000:1229 по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, ул.Сельдинское шоссе
находится в собственности Ульяновской области, вид разрешенного использования -
санаторная, курортная деятельность, отдых (рекреация).
Территориально участок расположен в пределах муниципального образования
«город Ульяновск».
На данном участке имеет место несанкционированная свалка строительного
мусора, твердых бытовых отходов, обрезь ветвей, что подтверждено
соответствующими актами.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца о
возложении на администрацию города Ульяновска обязанности по ликвидации
несанкционированной свалки, суд правомерно сослался на положения гражданского и
земельного законодательства, в силу которых собственник несет бремя содержания
принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
(статья 210 ГК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков,
землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны
проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и
потребления и другого негативного воздействия, не допускать загрязнение,
истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное
воздействие на земли и почвы (статьи 12, 13, 43 ЗК РФ).
Принимая во внимание, что администрация города Ульяновска не является
собственником спорного земельного участка, право собственности на данный
участок зарегистрировано за субъектом Российской Федерации – Ульяновской
областью, какого-либо соглашения между данными органами власти о ликвидации за
счет средств местного бюджета несанкционированной свалки на земельном участке
по адресу: *** не имеется, у суда отсутствовали основания для возложения на
администрацию города Ульяновска обязанности по ликвидации указанной
несанкционированной свалки.
Выводы суда подтверждены позицией Конституционного Суда Российской
Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 №26-П «По делу о проверке
конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с
жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской
округ», которым пункт 24
части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» признан не
противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем
положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего
правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного
самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств
местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных
отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе
земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без
наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными
полномочиями.
Данная правовая позиция правомерно применена судом к спорным
правоотношениям.
Судом верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу,
правильно применены нормы материального и процессуального права, дана полная и
объективная оценка представленным доказательствам. Выводы суда соответствуют
обстоятельствам дела. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12
марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: