Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об отмене разрешения на строительство
Документ от 16.07.2019, опубликован на сайте 30.07.2019 под номером 82155, 2-я гражданская, об оспаривании действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Вериялова Н.В.                                                              Дело № 33а-2756/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 16 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, представителя Макарова Андрея Владимировича – Трифоновой Оксаны Васильевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации города Ульяновска по выдаче разрешения на строительство №73-73-491-2016 от 03.10.2016,                 №73-37-758-2017 от 25.10.2017, отменить разрешения на строительство               №73-73-491-2016 от 03.10.2016, №73-37-758-2017 от 25.10.2017.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Бошковой Т.В., представителя Макарова А.В. – Трифоновой О.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконными действий по выдаче разрешений на строительство, отмене разрешений на строительство.

Указал, что в ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что 03.10.2016 администрацией города Ульяновска Бокареву В.Ю. было незаконно выдано разрешение №73-73-491-2016 на строительство многоквартирного дома на земельном участке по адресу: *** (кадастровый номер ***). Указанное разрешение на строительство выдано в соответствии с проектной документацией, подготовленной ООО «Центр-Проект», в соответствии с которой многоквартирный жилой дом состоит из 3 этажей с техподпольем (для прокладки инженерных коммуникаций). При этом согласно разделу «Архитектурные решения» разрез 1-1, высота техподполья составляет 2,1 м, что в силу п.В.1.6 приложения В, п.2.7 приложения Б СП 54.13330.2011 относит его к отдельному этажу и требует в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведения экспертизы проектной документации, которая, как установлено в ходе прокурорской проверки, не проводилась.

На основании договора купли-продажи от 01.02.2017 право собственности на земельный участок по указанному адресу перешло к Макарову А.В. Им получено разрешение на строительство от 25.10.2017 № 73-73-758-2017, срок действия которого был продлен до 01.12.2018.

Поскольку администрацией города Ульяновска в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, состоящего из 4-х этажей, в отсутствие экспертизы проектной документации, прокурор просил признать незаконными действия администрации г.Ульяновска по выдаче разрешения на строительство от 03.10.2016 №73-73-491-2016 и от 25.10.2017 № 73-73-758-2017, отменить указанные разрешения на строительство.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, ООО «Центр-Проект», Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области, Бокарев В.Ю., Макаров А.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не соглашаются с решением суда, просят его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Ссылаются на то, что действующим законодательством не предусмотрено право администрации города проверять проектную документацию на предмет соответствия строительным нормам и правилам. Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство Бочкареву В.Ю. у администрации города Ульяновска отсутствовали.

Полагают, что прокурором пропущен срок на обращение в суд с настоящим административным иском, поскольку оспариваемые разрешения на строительство выданы 3.10.2016 и 25.10.2017, а с исковым заявлением прокурор обратился только 24.01.2019.

В апелляционной жалобе представитель Макарова А.В. – Трифонова О.В. просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что спорный многоквартирный дом по проекту имеет 3 этажа, следовательно, экспертного заключения проектной документации не требуется.

При вынесении решения судом не учтено, что в соответствии с СНиП 31-01-2003 подполье под зданием, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются.

В связи с отменой разрешений на строительство нарушаются права заинтересованного лица, а так же лиц, которые приобрели квартиры в незавершенном строительством многоквартирном жилом доме.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Ленинского района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились: Бокарев В.Ю., Макаров А.В., представители ООО «Центр-Проект», Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого по делу решения.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст.3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться, помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные статьей 51 данного Кодекса документы.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) (часть 3 статьи 48). Частью 11 данной статьи предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка. Согласно части 12 этой же статьи в состав проектной документации объектов капитального строительства входит пояснительная записка, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.

В соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).

Статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление государственного строительного надзора при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса (пункт 1 часть 1).

Согласно п.4.1 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» строительство жилых зданий должно осуществляться по рабочей документации в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, а также с требованиями настоящего свода правил и других нормативных документов, устанавливающих правила проектирования и строительства, на основании разрешения на строительство. Состав проектной документации должен соответствовать перечню (составу), указанному в п.12 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности, количества этажей и строительного объема при проектировании приведены в Приложении В.

Пунктом В.1.6 Приложения В установлено, что при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.

Подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются.

Согласно п.2.7 приложения Б СП 54.13330.2011 к техническим этажам относятся техническое подполье и технический чердак, предназначенные для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций. При этом в силу названной нормы техническим этажом не является пространство высотой 1,8 м и менее, используемое только для прокладки коммуникаций.

По делу установлено, что 03.10.2016 Бокареву В.Ю. администрацией г.Ульяновска было выдано разрешение на строительство №73-73-491-2016 многоквартирного жилого дома по адресу: ***, общей площадью 730,3 кв.м, объемом 3807,6 куб.м, в том числе подземной части 453,9 куб.м, с количеством этажей 3. Проектная документация объекта подготовлена ООО «Центр-Проект» в 2015 году, срок действия разрешения до 01.10.2017.

На основании договора купли-продажи от 01.02.2017 право собственности на земельный участок по адресу: *** перешло к Макарову А.В.

17.10.2017 Макаров А.В. обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о продлении срока разрешения №73-73-491-2016 от 03.10.2016 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г.Ульяновск, ул.Тухачевского, 34А, предоставив справку о продолжительности строительства, выданную ООО «Центр-Проект», согласно которой объем выполненных работ на сентябрь 2017 года (обустройство фундамента) составил 10%.

25.10.2017 Макарову А.В. администрацией города Ульяновска выдано разрешение на строительство №73-73-758-2017 многоквартирного жилого дома по адресу: г.Ульяновск, ул.Тухачевского, 34А, на основании имеющейся проектной документация объекта, подготовленной ООО «Центр-Проект» в 2015 году. Срок действия разрешения на строительство продлен до 10.09.2019.

В соответствии с разделом 1 проектной документации «Пояснительная записка» проектом предусматривается размещение на территории выделенного участка трехэтажного шестиквартирного жилого дома с техподпольем (для прокладки инженерных коммуникаций).

Согласно разделу 3 проектной документации «Архитектурные решения» высота техподполья составляет 2,1 м, высота помещений 1, 2, 3 этажей – по 3 м, высота чердачного помещения (до конька крыши) – 6 м.

С учетом приведенных норм права, представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией города Ульяновска незаконно выданы разрешения на строительство многоквартирного дома по адресу: ***, поскольку в нарушение п.4 ч.7 ст.51 ГрК РФ застройщиком не было представлено положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляется строительство.

Доводы административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что она не наделена полномочиями по проверке проектной документации, судебная коллегия считает несостоятельными.

Администрация города Ульяновска, оказывающая муниципальную услугу по выдаче разрешений на строительство, оценивает полноту приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство документов, а также их содержание.

Из содержания раздела 3 проектной документации на многоквартирный дом явно усматривается, что проектируемая высота технического и чердачного помещений многоквартирного дома значительно превышает минимальную высоту, при которой допускается выдача разрешения на строительство без проведения экспертизы проекта.

Поскольку застройщиком на момент обращения в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на было представлено положительное заключение экспертизы проекта, у административного ответчика не имелось оснований для выдачи разрешения на строительство как первому застройщику Бокареву В.Ю., так и второму застройщику Макарову А.В.

Изложенные в апелляционных жалобах доводы были предметом рассмотрения суда и в решении им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Ссылка в жалобе представителя Макарова А.В. – Трифоновой О.В. на нарушение прав граждан, приобретших помещения в многоквартирном доме, не может служить основанием к отмене решения суда.

Застройщик не лишен возможности привести проектные документы на многоквартирный дом в соответствие с требованиями градостроительного законодательства, урегулировав спорные вопросы в рамках осуществления уполномоченным органом государственного строительного надзора объекта капитального строительства.

Принятое по делу решение является правильным, основано на надлежащей оценке представленных доказательств, верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения, судом не допущено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, представителя Макарова Андрея Владимировича – Трифоновой Оксаны Васильевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: