Дело № 4А - 302/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск
22 июля 2019 г.
Заместитель
председателя Ульяновского областного суда Л.В. Болбина, рассмотрев жалобу
Мишалова Александра Владимировича, действующего в защиту интересов общества с
ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Регион», на вступившие в
законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Засвияжского
судебного района г. Ульяновска от 22 марта 2019 года и решение судьи
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 24 апреля 2019 года, вынесенные в
отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания
«Регион» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.
14.1.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
постановлением
мирового судьи судебного участка № 8 Засвияжского судебного района г.
Ульяновска от 22 марта 2019 года общество с ограниченной ответственностью
«Управляющая компания «Регион» (далее – ООО «УК «Регион») привлечено к
административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнуто
административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000
рублей.
Решением судьи
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 апреля 2019 года постановление
мирового судьи оставлено без изменения.
В настоящей жалобе,
поданной в Ульяновский областной суд, Мишалов А.В., защищающий интересы ООО «УК
«Регион», не соглашается с вынесенными по делу судебными постановлениями,
просит их отменить.
В обоснование жалобы указано, что все
многоквартирные жилые дома, перечисленные в постановлении о возбуждении дела об
административном правонарушении имеют мягкую кровлю.
Согласно пункту 4.6.1.23 Правил и норм
технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя
России от 27 сентября 2003 года № 170, мягкие кровли от снега не очищают, за
исключением желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком;
снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и
козырьков.
Таким образом, считает, что конструкции крыши
указанных домов (мягкая кровля) не требует сброса снега.
Также просит учесть, что вся наледь на момент
вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении с
крыш указанных многоквартирных домов была убрана.
Ссылается на
суровость назначенного наказания и просит применить положения ст. 4.1.1 КоАП
РФ.
Ссылается на
презумпцию невиновности.
Дело об
административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд,
законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном
правонарушении проверена.
В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по
жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об
административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб,
протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и
возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы
дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к
следующему.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального
закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов
деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными
домами подлежит лицензированию.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена
административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности
по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу частей 1, 2
ст. 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных
видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные
требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах
деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с
ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на
обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования,
предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Положение о
лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными
домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28
октября 2014 года № 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с п.
3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1
- 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение
требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
б) исполнение
обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2
ст. 162 ЖК РФ;
в) соблюдение
требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ;
г) соблюдение
требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 ЖК РФ.
В силу ч. 2.3 ст.
161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она
несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за
оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее
содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно
соответствовать требованиям технических регламентов и установленных
Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от
уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать
требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил
предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 2 ст.
162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона
(управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников
помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату
обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению
многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему
содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные
услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом
доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления
многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктами «а», «б» п. 3
Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного
кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится
соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том
числе Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением
Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила и
нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
Материалами дела
установлено, что в период с 30 января 2019 года по 31 января 2019 года в ходе
проведения прокурорской проверки соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной
сфере выявлены нарушения порядка содержания и ремонта жилищного фонда,
расположенного на территории р.п. Старая Майна Ульяновской области.
Согласно акту
проверки в нарушение требований п. 3.6.14 и п. 4.8.10 Правил и норм технической
эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской
Федерации от 27 сентября 2003 № 170, управляющей компанией допущено наличие на
крышах многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Рабочая, д. 23а;
ул. Рабочая, д. 27; ул.Льва Толстого, д. 99а; ул. Льва Толстого, д. 99б; ул. Строителей, д. 11а; ул.Комсомольская, д.
39; ул. Наганова, д. 5; ул. Крупская, д. 8; ул. Калинина, д.83 скопления снега
и наледи (л.д. 8).
По данному факту 6
февраля 2019 года прокурором Старомайнского района Ульяновской области вынесено
постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении
«УК «Регион» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.
14.1.3 дом РФ (л.д. 1-3).
Факт нарушения «УК
«Регион» лицензионных требований при осуществлении предпринимательской
деятельности по управлению многоквартирными домами, наличия в его действиях
(бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2
ст. 14.1.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных в соответствии с
требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, отвечающих требованиям об их
достоверности, достаточности и допустимости.
Таким образом, деяние, совершенное ООО «УК
«Регион», не исполнившим надлежащим образом свои обязанности по соблюдению
лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению
многоквартирными домами, правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
с учетом установленных обстоятельств, требований названного Кодекса и
лицензионного законодательства.
Назначенное ООО «УК «Регион» наказание
соответствует санкции ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ, с учетом применения положений
частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ
Доводы автора рассматриваемой жалобы о
наличии мягкой кровли на крышах домов, не может быть принят во внимание,
поскольку факт наличия наледи и снежных навесов на крышах указанных
многоквартирных домов установлен (л.д. 10-13).
Согласно пункту 4.6.1.23 Правил и норм
технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя
России от 27 сентября 2003 года № 170, эксплуатирующие организации обязаны
своевременно удалять наледь и сосульки с кровель.
Между тем, абзац 3 указанных Правил
устанавливает, что мягкие кровли от снега не очищают, за исключением желобов и
свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на
всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков.
Вместе с тем, каких-либо доказательств о том,
что все многоквартирные дома, перечисленные в постановлении о возбуждении дела
об административном правонарушении, имеют мягкую кровлю не представлено, в
связи с чем, отсутствуют основания говорить о том, что конструкции крыш
указанных домов (мягкая кровля) не требует сброса снега.
При этом следует отметить, что фотоматериал
(л.д.10-13), сделанный в ходе осмотра указанных многоквартирных домов,
свидетельствует об обратном, а именно, что имеются дома, на которых видна
кровля крыши, которая выполнена из шифера (не является мягкой кровлей).
Оснований для
изменения назначенного обществу наказания в соответствии с положениями статьи
4.1.1 КоАП РФ не установлено.
Согласно ч. 1 ст.
4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства
лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые
совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления
государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если
назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено
соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской
Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в
виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии
обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев,
предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 3.4
КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные
правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы
причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного
мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и
культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при
отсутствии имущественного ущерба.
Тот факт, что ООО
«УК «Регион» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в силу
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также что общество
ранее за данное правонарушение к административной ответственности не
привлекалось, не является безусловным основанием для применения положений ст.
4.1.1 КоАП РФ.
Учитывая характер и
степень общественной опасности совершенного ООО «УК «Регион» правонарушения,
конкретные обстоятельства его совершения, оснований для изменения назначенного
обществу наказания не усматривается, поскольку невыполнение требований
жилищного законодательства в области управления многоквартирными домами влечет
нарушение прав жильцов многоквартирного дома, свидетельствует об отсутствии
контроля за качеством предоставляемых услуг, за соблюдением норм, стандартов и
условий их предоставления. Кроме того, наличие снега и наледи на крышах
многоквартирных домов создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и
здоровью жильцов данных домов, ввиду возможного падения снега и наледи либо
обрушения конструкций домов.
При отсутствии
совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность
замены административного наказания в виде административного штрафа
предупреждением не допускается.
В данном случае
назначенное ООО «УК «Регион» административное наказание в виде штрафа
согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам
законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической
ответственности.
Другие доводы жалобы
не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и
обоснованность обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного
жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л а:
постановление
мирового судьи судебного участка № 8 Засвияжского судебного района г.
Ульяновска от 22 марта 2019 года и решение судьи Засвияжского районного суда г.
Ульяновска от 24 апреля 2019 года, вынесенные в отношении общества с
ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Регион» по делу об
административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
оставить без изменения, а жалобу Мишалова Александра Владимировича,
действующего в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью
«Управляющая компания «Регион», – без удовлетворения.
Заместитель
председателя
Ульяновского областного суда Л.В.
Болбина