Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение издщелиями медицинского назначения
Документ от 16.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82114, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                       Дело № 33-2822/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       16 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2019 года, с учётом определения того же суда от 7 мая 2019 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Нафееву Лилию Ринатовну *** по рецептам от 15.02.2018 серии ***, 19.03.2018 г. серии ***, 19.06.2018 г. серии ***, 17.07.2018 г. серии ***

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 4» выписывать Нафеевой Лилии Ринатовне льготные рецепты на *** в соответствии с назначениями врачей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Нафеевой Л.Р., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 4» о возложении обязанности выписывать льготные рецепты

Исковые требования обоснованы тем, что Нафеева Л.Р. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом ***. Согласно назначениям врача истец нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения - ***. Между тем, в 2018 году ежемесячные рецепты на указанные изделия истцу лечащим врачом выписывались нерегулярно, а выписанные рецепты не обеспечивались. Так, на *** в 2018 году рецепт был выписан лишь единожды - 28.01.2018, однако аптечным учреждением обеспечен не был. Не обеспечены аптекой также рецепты на *** (каждый на 20 штук) от 15.02.2018, 19.03.2018, 19.06.2018, 17.07.2018.

Просил обязать ответчиков обеспечить Нафееву Л.Р.  *** в количестве 50 штук по рецепту от 28.01.2018; *** в количестве 80 штук по рецептам от 15.02.2018, 19.03.2018, 19.06.2018, 17.07.2018.; ГУЗ «Городская поликлиника № 4» о признании незаконным отказа и возложении обязанности выписывать Нафеевой Лилии Ринатовне бесплатные рецепты на *** в соответствии со Стандартом первичной медико-санитарной помощи при ***, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 № 751н.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены АО «УльяновскФармация», Министерство финансов Ульяновской области. 

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались спорные медицинские изделия согласно соответствующим государственным контрактам. Дополняет, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, следовательно, обеспечение истца спорными изделиями медицинского назначения  должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Ссылаясь на Региональную медицинскую информационную систему, указывает, что обеспечение Нафеевой Л.Р. спорными медицинскими изделиями Министерством осуществляется. Полагает, что не обеспечение истца медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.  Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечении которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты и изделия медицинского назначения. При этом медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истицу спорными медицинскими изделиями по причине завершения 2018 финансового года. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок. 

В возражениях на апелляционную жалобу Нафеева Л.Р. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В статье 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  Нафеева Л.Р., *** года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения.

Нафеева Л.Р. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом ***.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у Нафеевой Л.Р. заболеванием лечащим врачом были выданы рецепты на получение изделий медицинского назначения: 15.02.2018 серии ***, 19.03.2018 г. серии *** 19.06.2018 г. серии ***, 17.07.2018 г. серии ***, на получение ***.

Из-за отсутствия изделий медицинского назначения в аптеках АО «УльяновскФормация» истица не имела возможности получить указанные изделия на основании выписанных лечащим врачом рецептов.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что  Нафеева Л.Р.  имеет право на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истицы изделиями медицинского назначения: *** (20 штук или 0,2 упаковки по каждому из  рецептов: 15.02.2018 серии ***, 19.03.2018 г. серии ***, 19.06.2018 г. серии ***, 17.07.2018 г. серии ***.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Нафеевой Л.Р. необходимыми ей изделиями медицинского назначения, тем более, что Министерство обязанность по закупке *** выполнило, невыдача же данных изделий истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача Нафеевой Л.Р. бесплатно изделий медицинского назначения  по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена изделиями медицинского  назначения только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных изделий  впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования обязал ответчика обеспечить истицу изделиями медицинского назначения только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. А учитывая то, что  истица постоянно нуждается в приеме инсулина, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена ***  сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился и обеспечить истицу по  рецептам от 15.02.2018, 19.03.2018, 19.06.2018, 17.07.2018, т.е. за прошедший год у ответчика не имеется возможности.

Установив, что рецепт на получение *** лечащим врачом Нафеевой Л.Р. в январе 2018 года  не выписывался, суд правомерно  отказал в удовлетворении требований прокурора в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по обеспечению истицы *** по рецепту от 28.01.2018.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1.

Согласно приложению № 1 диабет относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства для лечения данных заболеваний отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.12.2017 № 680-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утверждён перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50- процентной скидкой со свободных цен. Медицинские изделия *** включены в вышеуказанный перечень.

Аналогичная норма содержится и в действующей Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2018 № 681-П.

Согласно п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития России № 328 от 29.12.2004 г. за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Из показаний свидетеля – врача-*** Н*** Н.И. следует,  что в связи с имеющимся у истицы заболеванием Нафеева Л.Р. нуждается в ежедневном измерении ***. Между тем, она (Никишина Н.И.) не может выписывать истице льготные рецепты на ***, поскольку в программе Региональной медицинской информационной системы стоит блокировка на выписывание указанных рецептов ввиду отсутствия необходимого финансирования.

Таким образом, установив, что в 2018 году истице рецепты на бесплатное получение *** не выписывались, при том, что истица в них нуждалась и имела право на их получение, суд правомерно пришел к выводу о том, что   отказ ГУЗ «Городская поликлиника № 4» в выписывании Нафеевой Л.Р. льготных рецептов на получение *** является незаконным.

В целях восстановления нарушенных прав Нафеевой Л.Р. суд обоснованно возложил  на ГУЗ «Городская поликлиника № 4» обязанность выписывать Нафеевой Л.Р. льготные рецепты на *** в соответствии с назначениями врачей.

Решение суда в данной части сторонами не оспаривалось.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2019 года, с учётом определения того же суда от 7 мая 2019 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: