Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 09.07.2019, опубликован на сайте 24.07.2019 под номером 82106, 2-я гражданская, о признании решения об отказе в перерасчете страховой пенсии незаконным, об обязании произвести ее перерасчет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецов И.В.                                                             Дело № 33-2717/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   9 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Короленко Веры Васильевны на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 марта 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования Короленко Веры Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) № *** от 15.03.2018 произвести перерасчет размера пенсии Короленко Вере Васильевне с учетом районного коэффициента 1,7 к заработной плате, применяемого для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2012 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии Короленко Веры Васильевны с 22.02.2015 с учетом районного коэффициента 1,7 к заработной плате, применяемого для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2012 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажевого коэффициента 1,7 оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Короленко В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Короленко В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) о признании решения об отказе в перерасчете страховой пенсии незаконным, об обязании произвести ее перерасчет.

В обоснование исковых требований указала, что 5.10.2010 ей назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1.6 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера. 22.02.2018 она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии, в котором просила произвести перерасчет размера пенсии за период с октября 2009 года по февраль 2018 года (с момента назначения до момента обращения с заявлением о перерасчете) с применением районного коэффициента 1,7. Ответчик отказал ей в перерасчете размера пенсии. С данным отказом она не согласна, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица следующим образом: либо в порядке, установленном п. 3 ст. 30, либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30, либо в порядке, установленном п. 6 ст.30 вышеуказанного закона. В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживавших по состоянию на январь 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в повышенных размерах. Согласно разъяснению «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей», утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003 № 22, необходимым условием для применения повышенного отношения заработка к среднемесячной зарплате является либо проживание на 01.01.2002 в РКС либо приравненных к ним местностях, либо если они по состоянию на 01.01.2002 проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 01.01.2002 или остались там проживать. Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9- для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Ее трудовая деятельность проходила на территории Саха (Якутия) в Орджоникидзевском (ныне Хангаласский) районе, в период которой районный коэффициент к ее заработной плате составлял 1,7. Кроме того, при расчете ее трудовой пенсии применялся стажевый коэффициент (СК) 0,55, что соответствует трудовому стажу 20 лет, однако ее трудовой стаж составляет 33 года 03 мес. 17 дней, и соответственно стажевый коэффициент (СК) составляет 1,7.

Просит признать незаконным отказ УПФР в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) № *** от 15.03.2018 произвести перерасчет размера ее пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 к заработной плате, применяемого для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2012 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обязать ответчика произвести перерасчет размера ее пенсии с 22.02.2015 с учетом районного коэффициента 1,7 к заработной плате, применяемого для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2012 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажевого коэффициента 1,7.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Короленко В.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование жалобы указала, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.

Указывает, что в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживавших по состоянию на январь 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в повышенных размерах. Согласно разъяснению «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей», утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003 № 22, необходимым условием для применения повышенного отношения заработка к среднемесячной зарплате является либо проживание на 01.01.2002 в РКС либо приравненных к ним местностях, либо наличие требуемого стажа работы в указанных районах не менее 15 лет. Аналогичные разъяснения были даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Обращает внимание на то обстоятельство, что ответчиком первоначально при назначении пенсии по месту жительства в Ульяновской области в 1999 году была назначена страховая пенсия в повышенном размере в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, однако ошибочно применен коэффициент 1,4 вместо 1,7.

Также указывает, что судом не указаны мотивы принятого решения в части отказа удовлетворения заявленного требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с 22.02.2015 с учетом стажевого коэффициента 1,7.

Полагает, что судом первой инстанции допущены существенные процессуальные нарушения, поскольку в судебном заседании 27 марта 2019 года представленные ответчиком письменные доказательства ей не были направлены, в связи с чем она была лишена возможности подготовиться к судебному разбирательству с учетом этих доказательств.

В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 05.10.2010 Короленко В.В. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом специальный стаж на дату обращения составил 20 лет 02 месяца 25 дней (работа в РКС)0, страховой стаж - 23 года 03 месяца 17 дней.

22.02.2018 Короленко В.В. обратилась в УПФР в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости за период с октября 2009 года по февраль 2018 года в связи с применением районного коэффициента 1,7, так как Республика Саха (Якутия) Хангаласский район относится к району Крайнего Севера.

УПФР в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) Короленко В.В. было отказано в перерасчете размера ее пенсии (№ *** от 15.03.2018) с применением районного коэффициента 1,7.

Не согласившись с данным отказом, Короленко В.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая данный спор, суд правильно определил и в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно руководствовался положениями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается женщинам ранее достижения возраста, установленного статьей  7 данного Федерального закона, а именно по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

При оценке пенсионных прав застрахованного лица и расчете величины пенсионного капитала было учтено отношение среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1,4 согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно разъяснениям, содержащимся в подп. «в» пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

На основании ст.ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к объективному выводу, что при расчете размера пенсии Короленко В.В. пенсионный орган правомерно руководствовался районным коэффициентом, установленным в централизованном порядке для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, в данном случае не утратившим силу и действующим в настоящее время Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/п-18, которым для рабочих и служащих непроизводственных отраслей в Якутской АССР районный коэффициент установлен 1,4.

При таком показателе районного коэффициента отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается при назначении пенсии в размере не свыше 1,4 (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах размер пенсии истицы обоснованно был установлен пенсионным органом с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) 1,4 и оснований для применения повышенного отношения заработков в размере 1,7 не имеется.

Таким образом, принимая решение об отказе Короленко В.В. в удовлетворении исковых требований об установлении коэффициента 1,7 при начислении пенсии и перерасчете трудовой пенсии, суд обоснованно исходил из того, что пенсия рассчитывается и выплачивается истице в соответствии с действующим законодательством.

Вопреки доводам жалобы истицы коэффициент 1,7 при начислении пенсии подлежал применению только в случае проживания истицы по состоянию на 1 января 2002 года в Хангаласском районе Республики Саха(Якутия), поскольку размер районного коэффициента 1,7 установлен органом исполнительной власти субъекта РФ.

Доводы апелляционной жалобы Короленко В.В. о наличии у нее права на перерасчет пенсии с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации 1,7, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не могут быть приняты во внимание.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Короленко Веры Васильевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: