Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 09.07.2019, опубликован на сайте 23.07.2019 под номером 81943, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                           Дело № 33-2640/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   9 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Даудовой Расими Умяровны,  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Даудову Расимю Умяровну лекарственным препаратом *** по рецепту от 28.12.2018.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Даудовой Р.У., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской  области об обеспечении лекарственными  препаратами.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению инвалида Даудовой Р.У., страдающей хроническим заболеванием, по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой установлено, что Даудова Р.У. наблюдается амбулаторно в ООО «Проекты в сфере здравоохранения» в связи с *** заболеванием. Согласно назначениям врачей-*** ГУЗ «О*** » (г. Ульяновск), а также ФГБУ «Н***» (г. Москва) истица нуждается в постоянном применении лекарственного препарата ***, 30 мг № 1, каждые 28 дней, постоянно, длительно.

Однако, бесплатный рецепт на ***, выписанный лечащим врачом ООО «Проекты в сфере здравоохранения» 28.12.2018, аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечен не был ввиду отсутствия в аптеке.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Даудову Р.У. лекарственным препаратом *** по рецепту от 28.12.2018.

Определением  суда   к  участию    в  деле   в  качестве  третьих   лиц,  не  заявляющих    самостоятельные   требования   привлечены АО «УльяновскФармация» и ООО «Проекты в сфере здравоохранения».

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение Даудовой Р.У. препаратом *** по рецепту, указанному в исковом заявлении возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям контракта.

Обращает внимание на то, что рецепты на лекарственные препараты, действительны в течение одного месяца со дня выписывания, в связи с этим Министерство не имеет возможности выдать данные лекарственные препараты, вследствие истечения срока годности. Считает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производится, в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Даудова Р.У. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Просит учесть, что медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Дополняет, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Даудову Р.У. в связи с завершением финансового года. Добавляет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий впрок.  

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Даудова Расимя Умяровна, *** года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается амбулаторно в ООО «Проекты в сфере здравоохранения».

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у Даудовой Р.У.  заболеванием ей   назначено лечение лекарственным препаратом ***, 30 мг № 1, каждые 28 дней, постоянно, длительно. 28.12.2018 ей выписан рецепт на бесплатное получение  данного лекарственного  препарата. 

Однако по указанному рецепту истица  данным препаратом обеспечена не была.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Даудова Р.У.  имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истицы  лекарственным препаратом по назначению врача: по рецепту от 28.12.2018  -  ***.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Даудовой Р.У. необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке препарата: ***  выполнило, невыдача же указанного препарата истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача Даудовой Р.У. бесплатно лекарственного препарата по льготному рецепту от 28.12.2018 произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истицу лекарственным препаратом только по выписанному врачом рецепту, и не обеспеченному аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истица постоянно нуждается в приеме данного  препарата, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена им сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился и обеспечить истицу по  рецепту  датированному 2018 годом, т.е. за прошедший год у ответчика не имеется возможности, поскольку это не освобождает ответчика от обязательств по обеспечению льготной категории граждан бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.         Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2019 года,  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи