Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироту
Документ от 09.07.2019, опубликован на сайте 23.07.2019 под номером 81931, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                       Дело № 33-2752/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   9 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 марта 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Кучиной Марии Сергеевны удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обеспечить Кучину Марию Сергеевну специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город У***».

В удовлетворении исковых требований к Министерству промышленности и транспорта Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Кучиной М.С., возражавшей против доводов  апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кучина М.С. обратилась в суд с иском к Министерству промышленности и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование указала, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом она (Кучина М.С.) включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем до настоящего времени жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области не обеспечена, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.

Судом в качестве соответчика по делу привлечено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Определениями  суда   к  участию    в  деле   в  качестве  третьих   лиц,  не  заявляющих    самостоятельные   требования   привлечены:   администрация г.Ульяновска, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство  семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Министество образования и науки Ульяновской области, администрация МО «Сурский район», Управление образования администрации МО «Сурский район», Канатников А.А., Чагина М.Н. и Колябкина Е.Н.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указано, что Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  в целях реализации положений закона Ульяновской области от 6 мая 2016 года № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 19 мая 2010 года № 265-П «Об уполномоченном органе» заключены государственные контракты в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не отрицает, что Кучина М.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, считает, что предоставление Кучиной М.С первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма незаконно, поскольку в указанный список включено более 1200 человек, которые также имеют право на предоставление жилья.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации города Ульяновска, Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Министерства  семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Министества образования и науки Ульяновской области, администрации МО «Сурский район», Управления образования администрации МО «Сурский район», Канатникова А.А., Чагиной М.Н. и Колябкиной Е.Н., извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Кучина М.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец Кучиной М.С. – К*** С.В. умер *** г., мать – К*** Г.Н. умерла *** г.

Кучина М.С. принята на обучение в П*** на основании Приказа Главного управления образования администрации Ульяновской области от 04.09.2003 № ***.

При этом в целях защиты жилищных прав Кучиной М.С., оставшейся без попечения родителей, какое-либо жилое помещение за ней не закреплялось, вопрос о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не решался.

Кучина М.С. 22.12.2014 обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом на момент обращения Кучиной М.С. исполнилось полных 26 лет.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Между тем, как установлено судом, на заседании Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области  от 25.12.2014 было установлено, что Кучина М.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать, К*** Г.Н., умерла в *** году, отец, К*** С.В., умер в *** году.

Кучина М.С. состоит на первичном учете в отделе опеки и попечительства Сурского района, однако сведений о закреплении жилого помещения за заявителем либо о её включении в список нуждающихся в обеспечении жильем в журнале не содержится.

Приказом Главного управления образования администрации Ульяновской области от 04.09.2003 № *** Кучина М.С. была зачислена на полное государственное обеспечение в П*** г. Б***.

С 06.08.2013 Кучина М.С. зарегистрирована по адресу: Р*** область, А*** район, р.п. А***, пер. П***, д. ***, кв. ***, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Ч*** М.Н., *** г.р. (матери супруга истицы).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Кучина М.С. не является обеспеченной жилым помещением, поскольку она зарегистрирована в жилом помещении, проживание в котором не обеспечивает ее учетной нормой жилой площади. Жилого помещения, где бы она имела право проживать на условиях найма или собственности с учетом обеспеченности учетной нормой она не имеет.

При таких обстоятельствах истица имеет право на обеспечение ее жилым помещением в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства.

Истица Кучина М.С. в ходе рассмотрения дела выбрала право получить жилое помещение по месту окончания образовательного учреждения – ОГБОУ СПО «У***» на территории Ульяновской области в МО «г. У***».

При этом  с учетом положений  п. 3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» суд обоснованно возложил на ответчика Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обязанность заключить с Кучиной М.С. договор найма специализированного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года              N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В удовлетворении исковых требований к Министерству промышленности и транспорта Ульяновской области судом отказано как к ненадлежащему ответчику.

Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: