Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 09.07.2019, опубликован на сайте 17.07.2019 под номером 81910, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия и понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                                   Дело № 33а-2591/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            9 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой  Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 марта 2019 года, по которому постановлено:

 

уточненные административные исковые требования межрегионального управления № 172 Федерального медико - биологического агентства в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», акционерному обществу «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» по не обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» в срок до 20.12.2019 устранить выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

во исполнение требований п.3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологических требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (куста скважин № 3);

во исполнение требований п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» обеспечить охраной территорию первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения - куста скважин № 3.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», акционерное общество «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» в срок до 20.12.2019  устранить выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

обеспечить проведение мероприятий, предусмотренных п.3.2.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и п.3.5 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», в отношении скважин (Ц-3, №№ 33, 34, 37, 40, 42, 45) подземного источника водоснабжения - куста скважин   № 3.

В удовлетворении административных исковых требований межрегионального управления № 172 Федерального медико-биологического агентства в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению иных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения представителя                     АО «ГНЦ НИИАР» Калимуллова В.И., поддержавшего  доводы апелляционной жалобы, представителя  межрегионального  управления № 172 ФМБА России - Коляда  А.П., полагавшего  решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

Межрегиональное управление № 172 ФМБА России обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к                             ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», АО «ГНЦ НИИАР» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В обоснований требований указало, что в результате проведенной в                   2016 году плановой выездной проверки установлено, что в ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» по адресу: *** 6, нарушаются требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

За допущенные нарушения санитарного законодательства ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27.12.2016 было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 6.3, 6.4 и 6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа.

28.10.2016 ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В период с 7 ноября по 4 декабря 2018 года проведена внеплановая выездная  проверка выполнения предписания от 28.10.2016  № 61, в результате которой установлено, что ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» не выполнены пункты 1, 4 и 7 предписания № 61 от 28.10.2016.

Просил признать незаконным бездействие ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» по не обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возложив  обязанность в срок до 20.12.2019 устранить выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

во исполнение требований п.3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологических требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (куста скважин № 3);

во исполнение требований п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» обеспечить охраной территорию первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения - куста скважин № 3;

Обязанность по исполнению требований п.3.2.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и п.3.5 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»  по обеспечению проведения восстановления, ликвидации или консервацию семи бездействующих скважин (Ц-3, № № 33, 34, 37, 40, 42, 45) возложить на надлежащего ответчика.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено акционерное общество «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее – АО «ГНЦ НИИАР»), в качестве заинтересованного лица – администрация г.Димитровграда Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе АО «ГНЦ НИИАР» не соглашается с решением суда, считает его незаконным и нарушающим права общества. 

При рассмотрении дела не был учтен факт того, что ранее судебными актами была установлена обязанность по обеспечению восстановления, ликвидации или консервации семи недействующих скважин на ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ».

Указывает на то, что АО «ГНЦ НИИАР» как собственник в силу переданных прав и обязанностей не несет бремя содержания имущества, а значит, при вынесении решения суда неправильно были определены обстоятельства дела.

ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» является надлежащим ответчиком по делу в силу владельца лицензии на пользование недрами. Просит отменить решение суда в части возложения обязанности на АО «ГНЦ НИИАР».

В апелляционной жалобе ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» считает решение суда незаконным. В обоснование указывает, что выводы суда не согласуются со ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме этого, не учтены показания свидетеля Кузнецовой А.В., которая представила санитарно-эпидемиологическое заключение от 30.10.2018 о соответствии проектов зон санитарной охраны источника водоснабжения – куста скважин № 3.

Соглашается с решением суда в части удовлетворения требований в отношении АО «ГНЦ НИИАР». 

Считает, что дело не подлежало рассмотрению судом общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку данный спор подлежал рассмотрению Арбитражным судом Ульяновской области. Межрегиональное управление № 172 ФМБА России является ненадлежащим административным истцом, поскольку у данной организации отсутствуют полномочия обращаться с административными исками в защиту публичных интересов. Обращение с административным иском в защиту неопределенного круга лиц также было невозможно, в связи с определенностью круга лиц. Просит отменить оспариваемое решение суда в части удовлетворения требований административного искового заявления в отношении ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ».

Кроме представителя межрегионального  управления № 172 ФМБА России - Коляда  А.П., представителя АО «ГНЦ НИИАР» Калимуллова В.И.,  другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных  жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;

Статья 11 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В силу ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно  п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13  «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.03.2002 № 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).

При этом соблюдение указанных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с положениями пунктов 1.4 и 1.5 санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения предусмотрены п.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.

Целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.

В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

К числу мероприятий по второму и третьему поясам, согласно п.3.2.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02, относятся выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.

В соответствии с п. 3.5 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенических требований к охране подземных вод от загрязнения» утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.07.2001, буровые скважины на воду, в том числе поисковые, разведочные, эксплуатационные, наблюдательные, которые непригодны к эксплуатации или использование которых прекращено, должны быть ликвидированы или законсервированы в установленном порядке.

Как установлено судом ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» является законным владельцем объектов централизованной системы водоснабжения на основании договора аренды имущества от 01.04.201 № 8400/13-09, заключенного между                 АО «ГНЦ НИИАР» (арендодатель) и ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» (арендатор).

По условиям договора аренды АО «ГНЦ НИИАР» передает во временное владение, пользование и обеспечение безопасной эксплуатации движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам энергетического хозяйства, а также объектам водоснабжения и водоотведения, в том числе, объектов, входящих в состав скважин Куста № 3.

В период с 03.10.2016 по 28.10.2016  Межрегиональным управлением № 172 ФМБА России проведена плановая выездная проверка деятельности                              ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на предмет соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

По результатам данной проверки выявлены нарушения санитарного законодательства Российской Федерации при эксплуатации куста скважин № 3, расположенного по адресу: ***.

Установлено, что обществом не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта - куста скважин № 3; не обеспечена охраной территория первого пояса зоны санитарной охраны куста скважин № 3; не обеспечено проведение восстановления, ликвидации или консервации семи бездействующих скважин (Ц-3, № № 33, 34, 37, 40, 42, 45).

Постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27.12.2016, вступившим в законную силу,  ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» привлечено к административной ответственности по 6.5 КоАП РФ за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

28.10.2016  Межрегиональным управлением № 172 ФМБА России                       ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» выдано предписание № 61 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В период с 07.11.2018  по 04.12.2018  Межрегиональным управлением № 172 ФМБА России проведена внеплановая выездная проверка выполнения вышеуказанного предписания, в результате которой установлено, что                            ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» не выполнены пункты 1, 4 и 7 предписания № 61 от 28.10.2016, а именно: не получено во санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологических требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (куста скважин № 3); не обеспечена охранной сигнализацией территория первого пояса зоны санитарной охраны куста скважин № 3; не обеспечено проведение восстановления, ликвидации или консервации семи бездействующих скважин (Ц-3, №№ 33, 34, 37, 40, 42, 45), представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 11.02.2019, вступившим в законную силу, ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений действующего законодательства.

Удовлетворяя требования  административного истца, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на  АО «ГНЦ НИИАР» и ООО «НИИАР -ГЕНЕРАЦИЯ» обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.

Собственником переданного ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на основании договора  аренды имущества от  01.04.2013, в том числе куста скважин № 3, является АО «ГНЦ НИИАР».

Вопросы вывода в резерв недействующих скважин  подлежат согласованию с собственником  объектов.

В случае выхода из строя инженерных сетей,  коммуникаций и оборудования объектов, вследствие аварии, износа и других причин, ремонт производится за счет арендатора или по соглашению с  арендодателем на условиях софинансирования (п. 4.4. договора аренды)

На основании установленных обстоятельств и приведенных норм права, поскольку  АО «ГНЦ НИИАР»  является собственником  объектов, который  несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в  пределах, установленных условиями договора аренды, суд правомерно возложил на данного административного ответчика обязанность  по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического  законодательства.

С учетом  вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что             АО «ГНЦ НИИАР» является ненадлежащим ответчиком по делу  являются несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы о том,  что  из резолютивной части решения  не возможно определить конкретные действия, которые должен произвести каждый из ответчиков,  что не позволяет в точности исполнить решение суда, не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного постановления. В случае неясности решения суда на стадии его исполнения административный ответчик не лишен права обратиться с заявлением о его разъяснении в порядке ст. 185 Кодекса административного судопроизводства.

В силу  ч. 1 ст. 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Положения о Региональном управлении № 172 Федерального медико-биологического агентства (утв. приказом ФМБА России от 07.10.2010  № 641)   Межрегиональное управление № 172 ФМБА   обладало  правом на предъявление в суд данных исковых требований.

Данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку заявленные требования направлены на устранение нарушений положений законодательства в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, необходимость соблюдения которых не обусловлена осуществлением  Обществом предпринимательской деятельности.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности  возложения  обязанности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим  требованиям и условиям безопасного для здоровья населения  использования  водного объекта (куста скважин №3) являются несостоятельными.

Имеющееся у ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» заключение от 30.10.2018 о соответствии необходимым требованиям проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения – куста скважин № 3 представляет собой заключение, предусмотренное п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,  а  административным истцом заявлено требование об исполнении требований                п.3.7 СП 3.1/3.2.3146-13, предусматривающего обязанность получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Доводы жалоб были предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно и мотивированно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося решения.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                    27 марта 2019 года оставить без изменения,  апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: