Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Признание сделки недействительной
Документ от 09.07.2019, опубликован на сайте 17.07.2019 под номером 81909, 2-я гражданская, о признании сделки недействительной, применнии последствий недействительной сделки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                      Дело № 33-2648/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                             9 июля 2019 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Подгорновой О.С., Бабойдо И.А.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Терентьевой Натальи Сергеевны – Кочериной Елены Анатольевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от  25 февраля 2019 года, по которому постановлено:     

исковые требования Яфаркиной Ольги Борисовны к Яфаркину Евгению Михайловичу, Терентьеву Александру Антиповичу о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки удовлетворить.

Признать недействительным соглашение об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером *** от 4 декабря 2017 года, заключенное между Яфаркиным Евгением Михайловичем и Терентьевым Александром Антиповичем.

Применить последствия недействительной сделки: признать за Яфаркиным Евгением Михайловичем право собственности на 1/3 доли, а за Терентьевым Александром Антиповичем на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: ***.

Одновременно прекратить право собственности Яфаркина Евгения Михайловича на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1500 кв.м, находящийся по адресу: ***, а также прекратить право собственности Терентьева Александра Антиповича на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 36 920 кв.м, находящийся по адресу: ***.

Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С., пояснения представителя Терентьевой Н.С. – Кочериной Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Яфаркиной О.Б. – Харченко С.Л., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Яфаркина О.Б. обратилась в суд с иском к Яфаркину Е.М., Терентьеву А.А. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки.

В обоснование заявленных требований указала, что с 2 ноября 1996 года  состоит в зарегистрированном браке с Яфаркиным Е.М.

Яфаркин Е.М. являлся собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу: ***, площадью 38 420 кв.м, который был приобретен в браке по договору купли-продажи от 30 августа 2011 года.

Собственником 2/3 долей в праве общей долевой собственности на этот земельный участок являлся Терентьев А.А.

4 декабря 2017 года между Яфаркиным Е.М. и Терентьевым А.А. было заключено соглашение об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

В результате раздела земельного участка площадью 38 420 кв.м были образованы два самостоятельных земельных участка: земельный участок площадью 36 920 кв.м, право собственности на который перешло к Терентьеву А.А., и земельный участок площадью 1500 кв.м, право собственности на который было зарегистрировано за Яфаркиным Е.М.

Об указанной сделке Яфаркин Е.М. ее не извещал, действовал исключительно в своих интересах, причинил ущерб совместному имуществу, поскольку выделенный в натуре земельный участок площадью 1500 кв.м значительно уступает в стоимости и в полезных свойствах 1/3 доли в праве общей долевой собственности.

Согласия на сделку она не давала, к нотариусу не обращалась, стороны сделки за получением согласия к ней также не обращались.

Просила признать недействительным соглашение об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером *** от 4 декабря 2017 года, заключенное между Яфаркиным Е.М. и Терентьевым А.А., применить последствия недействительной сделки и признать за Яфаркиным Е.М. право собственности на 1/3 доли, а за Терентьевым на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: ***, одновременно прекратить право собственности Яфаркина Е.М. на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1500 кв.м, находящийся по адресу: ***, а также прекратить право собственности Терентьева А.А. на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 36 920 кв.м, находящийся по адресу: ***.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Терентьева Н.С.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Терентьевой Н.С. – Кочерина Е.А.  просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что в действиях истца Яфаркиной О.Б. и ответчика Яфаркина Е.М. имеются признаки недобросовестного поведения, которым суд не дал оценки.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, Яфаркина О.Б. и Яфаркин Е.М. состоят в зарегистрированном браке с 2 ноября 1996 года.

14 марта 2014 года по договору купли-продажи на имя Яфаркина Е.М. приобретена 1/3 доля земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 38 420 кв.м, находящегося по адресу: ***. Продавцом 1/3 доли и собственником оставшихся 2/3 долей в праве общей долевой собственности на этот земельный участок являлся Терентьев А.А.

Супруги сторон договора Яфаркина О.Б. и Терентьева Н.С. являлись участниками сделки, договор зарегистрирован в УФРС 31 марта 2014 года (л.д. 11 – 12, 156, 157).

4 декабря 2017 года между Яфаркиным Е.М. и Терентьевым А.А. было заключено соглашение об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***.

На основании указанного соглашения в результате раздела земельного участка площадью 38 420 кв.м были образованы два самостоятельных земельных участка, а именно: земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1500 кв.м, принадлежащий Яфаркину Е.М., и земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 36 920 кв.м, принадлежащий Терентьеву А.А.

Установив, что фактически Яфаркин Е.М. распорядился совместным имуществом, не поставив об этом в известность супругу Яфаркину О.Б., которая не давала на это нотариального согласия, а само соглашение о разделе земельного участка прикрывало собой сделку по отчуждению части земельного участка, поскольку Яфаркину Е.М. принадлежал земельный участок площадью 12 806, 67 кв.м (1/3 часть от 28 420 кв.м), но по соглашению от 4 декабря 2017 года ему передавался земельный участок площадью 1500 кв.м, районный суд признал эту сделку недействительной.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагая их обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права.

В силу п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации, для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Как следует из абз. 2 п. 3 ст. Семейного кодекса Российской Федерации супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

Таким образом, при признании сделки недействительной на основании п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации закон не возлагает на супруга, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки не было получено, обязанность доказывать факт того, что другая сторона в сделке по распоряжению недвижимостью или в сделке, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, знала или должна была знать об отсутствии такого согласия.

Учитывая, что супруги Яфаркина О.Б. и Яфаркин Е.М. на момент совершения сделки состояли в зарегистрированном браке, суд первой инстанции правильно отметил, что к спорным правоотношениям подлежали применению положения Семейного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, для законного отчуждения спорного супружеского имущества Яфаркина Е.М. должен был получить нотариальное согласие супруги Яфаркиной О.Б., и отсутствие данного согласия в первую очередь нарушает именно ее права.

Доводы жалобы третьего лица Терентьевой Н.С. по существу сводятся к злоупотреблению супругами Яфаркиными своими правами при заключении оспариваемого соглашения от 4 декабря 2017 года.

Действительно, в действиях Яфаркина Е.М., не озаботившегося получением нотариального согласия супруги на отчуждение имущества, усматриваются признаки недобросовестности. Однако данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в иске Яфаркиной О.Б., поскольку данными неправомерными действиями без ее согласия фактически отчуждено ее имущество.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных истицей исковых требований, поскольку оспариваемая сделка нарушает ее права, которые подлежат восстановлению путем признания недействительным соглашения об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка, заключенного между Яфаркиным Е.М. и Терентьевым А.А., и применению последствий недействительности сделки.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:                                

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Терентьевой Натальи Сергеевны – Кочериной Елены Анатольевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи: