Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О прекращении права управления транспортными средствами
Документ от 09.07.2019, опубликован на сайте 15.07.2019 под номером 81891, 2-я гражданская, о прекращении права на управление транспортными средствами и возложении обязанности сдать водительское удостоверение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Челбаева Е.С.                                                                      Дело № 33а-2628/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     9 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Е*** *** на решение Барышского городского суда  Ульяновской области от 28 марта 2019 года, по которому постановлено:

 

Прекратить право Е*** *** на управление транспортными средствами категории  «В», «В1», «М».

Обязать Е*** *** в течение месяца после вступления решения в законную силу сдать водительское удостоверение серии ***  на управление транспортными средствами категории «В», «В1», «М», выданное 19 августа 2016 года, в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (дислокация г.Барыш).

Указанное решение является основанием для внесения в информационную базу  данных УМВД России по Ульяновской области информации о прекращении права Е*** *** на управление транспортными средствами.

Взыскать с Е*** *** государственную пошлину в доход местного бюджета 300 руб.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора                                           Федечко Ф.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к                            Е*** А.В. о прекращении права управления транспортным средством.

В обоснование иска указал, что 19 августа 2016 года Е*** А.В.  выдано водительское удостоверение серии ***, категории «В», «В1», «М».

По сведениям ГУЗ «Барышская РБ» Е*** А.В. с 2019 года состоит на учете с диагнозом: «***», что в силу действующего законодательства является противопоказанием, при котором запрещается управление транспортным средством. 

Наличие у Е*** А.В. водительского удостоверения и, соответственно, права управления транспортным средством создает угрозу жизни и здоровья граждан, а также их имуществу.

В иске содержалась просьба о прекращении права управления транспортными средствами категории «В», «В1», «М» Е*** С.В. на срок до получения заключение медицинской комиссии наркологического учреждения о наличии стойкой ремиссии и возможности управлять транспортными средствами», обязать Е*** А.В. в течении месяца после вступления решения в законную силу сдать водительское удостоверение.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области (УГИБДД УМВД России по Ульяновской области), государственное учреждение здравоохранения «Барышская районная больница» (ГУЗ «Барышская РБ»).

Рассмотрев  заявленные требования по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе Е*** А.В. просит об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Жалобу мотивирует тем, что в ходе судебного разбирательства он не признавал требования прокурора, как указано в решении суда, а лишь подтвердил постановку на учет с вышеуказанным диагнозом.

Полагает, что суд необоснованно сослался на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», так как в нем идет речь о прохождении медицинского освидетельствования кандидатов в водители, а он уже является водителем.

Указывает, что в соответствии с постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации закона Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лицам, страдающим заболеваниями лишь противопоказано осуществлять деятельность по управлению транспортными средствами, но не запрещено.

Обращает внимание, что употребление *** явилось единичным случаем, у него не было проблем с данным заболеванием, врач-нарколог сообщил ему о выдаче заключения, дающего право на управление транспортными средствами через год после последнего обращения к нему.

За весь период вождения автомобилем он ни разу не допустил каких-либо грубых нарушений правил дорожного движения.

Кроме представителя прокуратуры, другие лица, участвующие в деле, их представители в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что 19 августа 2016 года Е*** А.В.             было выдано водительское удостоверение серии ***, категория «В», «В1», «М».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области от 21 января 2019 года Е*** А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 Кодекса об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.

Этим же постановлением на Е*** А.В. была возложена обязанность пройти диагностику и при необходимости профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую реабилитацию в ГУЗ «Барышская РБ».

После медицинского  освидетельствования в ГУЗ «Барышская РБ», в том числе результатов химико-токсикологического исследования, Е*** А.В. был выставлен диагноз: «***», F 12.1, в связи с чем с  1 февраля 2019 года он состоит на диспансерном наблюдении.

В связи с тем, что при наличии вышеуказанного диагноза Е*** А.В. не может быть допущен к управлению транспортным средством, прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая требования прокурора, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для его удовлетворения, сославшись на признание административного иска административным ответчиком Е*** А.В.

Судебная коллегия с выводом суда о наличии оснований для прекращения права Е*** А.В. на управление транспортными средствами соглашается, оснований для признания его неправильным не усматривает.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащий законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995                          № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В абзаце 3 части 1 статьи 28 данного Федерального закона в качестве основания прекращения действия права на управление транспортными средствами предусмотрено выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Пунктами 1, 4 статьи 23.1 этого же Федерального закона предусмотрено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

В соответствии с пунктом 7 раздела I данного Перечня к противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, коды F10 – F16, F18, F19 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.

Таким образом, заболевание Е*** А.В. в виде пагубного употребления коннабиоидов, имеющее код F 12.1, наличие которого им не оспаривалось, включено в вышеуказанный Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Изложенное безусловно подтверждает правильность решения о прекращении права Е*** А.В. на управление транспортными средствами.

Вопреки доводам жалобы вышеприведенные нормы материального права допускают прекращение права управления транспортными средствами у лиц, которым ранее такое право было предоставлено.

В связи с наличием у Е*** А.В. медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, отсутствием доказательств наличия у него стойкой ремиссии в виде заключения врачебной комиссии наркологического диспансера ГУЗ «Барышская РБ», где он до настоящего времени состоит на диспансерном наблюдении, что безусловно создает опасность причинения вреда при управлении им транспортным средством, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных исковых требований и прекращения права управления транспортными средствами.

Данное ограничение согласуется с положениями пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом изложенного сам по себе факт того, что районный суд при принятии решения исходил только из признания административного иска Е*** А.В., что прямо было выражено в его заявлении, поданному в суд до рассмотрения дела по существу, не может повлиять на правильность решения об удовлетворении заявленных прокурором административных требований.

В силу изложенного решение отмене не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

определила:

Решение Барышского городского суда  Ульяновской области от 28 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Е*** *** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                          

 

Судьи