Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении доплаты к пенсии
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 11.07.2019 под номером 81853, 2-я гражданская, об установлении доплаты к пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                Дело № 33-2400/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 февраля 2019 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска действующего в интересах Купецковой Полины Никитовны к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить предусмотренную Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» доплату к пенсии, произвести в связи с этим, с 10.05.2010, перерасчёт пенсии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Купецковой П.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителей ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области, ГУ- Отделения ПФР по Ульяновской области Дубриковой А.Б., Романюк В.Р., возражавших против доводов представления, прокурора Анастасина О.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Купецковой П.Н., обратился в суд с иском к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о возложении обязанности назначить предусмотренную Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» доплату к пенсии, произвести в связи с этим с 10.05.2010 перерасчёт пенсии. Требования мотивированы тем, что стаж работы истицы в шахте составляет более 30 лет. В силу ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ ответчик обязан был назначить истице доплату к пенсии.

Просил обязать ответчика назначить истице доплату к пенсии и в связи с этим произвести перерасчет.

Определением суда в качестве соответчика привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, судом не были приняты во внимание существенные, имеющие значение для правильного разрешения возникшего спора обстоятельства. В поддержание своей позиции ссылается на Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств- Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности», Федеральный закон от 17.12.2001 № 173- Ф.З «О трудовых пенсиях в РФ». Считает, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах. Отмечает, что в соответствии с действующим законодательством право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости представлено лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин - если они проработали на таких на работах не менее 20 лет. Также ссылается на подпункт «е» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537, согласно которому при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на соответствующих видах работ, подлежит применению Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481. Обращает внимание, что согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами. Полагает, что в подземный стаж включаются в календарном исчислении периоды работ по профессиям, предусмотренным Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481. При этом указывает, что если подземный стаж не достигает 25 лет (но составляет не менее 10 лет), периоды работы по ведущим профессиям (горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин) засчитываются в льготном порядке - каждый полный год указанной работы как 1 год 3 мес. Кроме того, дополняет, что суд не установил достаточного количества доказательств, свидетельствующих о том, что истец имеет право на назначение доплаты к пенсии, что не основывается на доказательствах представленных стороной истца в материалы гражданского дела.

В возражениях на апелляционное представление ГУ Центр ПФР в Ульяновской области, ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области, ГУ- Отделения ПФР по Ульяновской области, полагавших решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, а представление прокурора - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на представление, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Материалами дела установлено, что Купецкова П.Н. является получателем страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации с 01.10.2013, размер пенсии составляет 17 711,18 руб.

На основании документов пенсионного дела Купецковой П.Н. стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, составляет 15 лет 11 месяцев 29 дней, при этом в данный стаж включены периоды работы истицы на шахте им. ****** до 01.12.1991: с 01.01.1951 по 01.02.1951 – в качестве сцепщика, с 01.06.1951 по 28.04.1958 – в качестве сцепщика, машиниста электровоза, плитовой, с 26.01.1966 по 01.11.1973 – в качестве кондуктора подземного, с 27.01.1976 по 24.04.1977 – в качестве горнорабочего подземного(кондуктора).

Периоды работы истицы на данной шахте в качестве лебёдчицы, откатчицы поверхности, браковщика, зарядчицы ламповой, выборщика породы, поверхностного машиниста электровоза, доставщика крепёжных материалов не включены в указанный стаж, поскольку данные должности не поименованы в Списке работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Купецковой П.Н., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», исходил из того, что, имеющаяся у Купецковой П.Н. продолжительность стажа работы в угольной промышленности Российской Федерации и бывшего СССР до 1 декабря 1991 года составляет 15 лет 11 месяцев 29 дней, что не дает ей права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в силу нижеследующего.

Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года(ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией указанного федерального закона.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года, а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.

Доводы апелляционного представления прокурора о необходимости включения в стаж, дающий право на доплату, установленную Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, работу истицы в шахте им. *** в качестве лебёдчицы, откатчицы поверхности, браковщика, зарядчицы ламповой, выборщицы породы, поверхностного машиниста электровоза, доставщика крепёжных материалов, а также необходимости применения льготного исчисления стажа, основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности.

Порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.

Доводы, приведенные в апелляционном представлении являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Ленинского района города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: