Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 11.07.2019 под номером 81852, 2-я гражданская, об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на изделия медицинского назначения в соответствии с медицинскими показателями и обязании обеспечить изделиями медицинского назначения в количестве установленном по рецепту, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                                                      Дело № 33-2396/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Щучкиной К.И.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 7 марта 2019 года, по которому постановлено:

Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Климашина Валентина Сергеевича к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании обеспечить инвалида изделиями медицинского назначения удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Климашина Валентина Сергеевича *** по рецепту от 20.11.2018 (серия 731872 № 20253) в количестве 1 упаковки.

В удовлетворении иска прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Климашина Валентина Сергеевича к ГУЗ «Ульяновская районная больница» об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на изделия медицинского назначения в соответствии с медицинскими показаниями, к АО «Ульяновскфармация» об обязании обеспечить инвалида изделиями медицинского назначения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Климашина В.С. к ГУЗ «Ульяновская районная больница» об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на изделия медицинского назначения в соответствии с медицинскими показаниями, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании обеспечить инвалида изделиями медицинского назначения. В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка по обращению льготника регионального регистра по заболеванию *** Климашина В.С., *** года рождения, в ходе, которой установлено, что Климашин В.С. наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница». 20.11.2018 Климашину В.С. лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» выписан рецепт для получения 1 упаковки изделия медицинского назначения ***. Между тем, в аптечном пункте АО «УльяновскФармация» в выдаче изделия медицинского назначения в соответствии с выписанным рецептом лечащего врача от 20.11.2018 отказали по причине его отсутствия в наличии. Таким образом, гарантированное законом право Климашина В.С. на льготное обеспечение было нарушено в результате бездействия ответчиков.

С учетом уточнения иска просил обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов Климашину В.С. на изделия медицинского назначения в соответствии с медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» обеспечить Климашина В.С., *** года рождения, тест-полосками ***, по рецепту от 20.11.2018 (серия 731872 № 20253) в количестве 1 упаковки.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Ссылаясь на постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», указывает, что вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также по отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства. Полагает, что необеспечение Климашина В.С. медицинскими изделиями - *** возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям контракта. Считает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производится в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Климашин В.С. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Просит учесть, что медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Также указывает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Дополняет, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение медицинскими изделиями Климашина В.С. в связи с завершением финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области, просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Климашин В.С., *** года рождения, является льготником регионального регистра по заболеванию «***», состоит на учете в ГУЗ «Ульяновская районная больница».

20.11.2018 Климашину В.С. лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» выписан рецепт для получения изделий медицинского назначения *** в количестве 1 упаковки.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственного препарата истец не был обеспечен данным изделием медицинского назначения.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Климашина В.С. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименован – ***.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Климашина В.С. бесплатно на период амбулаторного лечения медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Климашина В.С. необходимыми ему изделиями медицинского назначения, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных медицинских изделий выполнило, невыдача же данных изделий истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Климашину В.С. бесплатно изделий медицинского назначения по льготному рецепту произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен изделиями медицинского назначения только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных изделий впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца изделиями медицинского назначения только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истец постоянно нуждается в применении указанных медицинских изделий для определения уровня сахара в крови сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился, и обеспечить истца медицинскими изделиями по рецептам за прошедший год у ответчика не имеется возможности.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 7 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      Судьи