Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 02.07.2019, опубликован на сайте 23.07.2019 под номером 81811, 2-я гражданская, о принятии мер по обеспечению лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зеленцова И.А.                                                                          Дело № 33-2553/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        2 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 12 марта 2019 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконными действия ГУЗ «Николаевская РБ» по отказу выписать Б*** М*** Э*** рецепты на получение бесплатных *** в ноябре и декабре 2018 года.

Признать незаконными бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Б*** М*** Э***  бесплатно *** по выданным рецептам  в марте 2018г ( на 2 упаковки),  сентябре 2018г. (на 2 упаковки),    октябре 2018г. (на 2 упаковки).

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Б*** М*** Э***, *** года рождения,    *** по выданным рецептам  в марте 2018г.   (рецепт от 16.03.2018г.  на 2 упаковки),  в сентябре 2018г. (рецепт от 27.09.2018г. на 2 упаковки),   в  октябре 2018г. (рецепт от 22.10.2018г. на 2 упаковки).

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Б*** М*** Э***,   *** года рождения,     *** в соответствии с назначением врача.

Обязать ГУЗ «Николаевская РБ» выписывать Б*** М*** Э***, *** года рождения,     рецепты на бесплатное получение *** в соответствии с назначением врача.

Решение суда, изложенное  в абзацах 3, 4 и 5, обратить к немедленному исполнению. 

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Николаевского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Б*** М*** Э*** обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской  области признании незаконными бездействий  по не обеспечению  ***, возложению обязанности  обеспечить за прошлое время и обеспечивать  ***, к   ГУЗ Николаевская районная больница о признании незаконным  бездействия по отказу выписать рецепты на ***, возложению обязанности выписывать рецепты на ***.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Б*** М.Э., *** года рождения, является ребенком- инвалидом, инвалидность установлена на срок до ***,  состоит на учете в ГУЗ «Николаевская РБ» с диагнозом «***». В связи с данным заболеванием нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения - ***.

На Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена  обязанность по реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам определенных групп населения, к числу которых относится Б*** М.Э.

В соответствии с назначением врача эндокринологического отделения ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева»,  Б*** М.Э. рекомендовано осуществлять контроль *** с обязательным ведением дневника самоконтроля.

Как установлено в ходе проверки,  в ноябре 2018 и декабре 2018 года несовершеннолетнему Б*** М.Э. ежемесячные рецепты на *** врачом ГУЗ «Николаевская РБ» не выписывались.

По выписанным льготным рецептам от 16.03.2018 (на 2 упаковки), 27.09.2018 (на 2 упаковки), 22.10.2018 (на 2 упаковки) Б*** М.Э. *** в общем количестве 6 упаковок не был обеспечен.

Б*** М.Э., как ребёнок-инвалид, страдающий ***, имеет право на получение всех необходимых ему лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе и ***. Данное право является неотъемлемым и не может быть ограничено отсутствием денежных средств в бюджете Ульяновской области или отсутствием заявки поданной медицинской организацией.

На основании изложенного, прокурор просил: признать незаконным бездействие ГУЗ «Николаевская РБ» по выдаче Б*** М.Э. рецептов на получение бесплатных *** в ноябре 2018 года и декабре 2018 года; признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области выразившееся в не обеспечении Б*** М.Э. бесплатно ***, в следующие периоды:  март 2018 года в количестве 2 упаковки , сентябрь 2018 года в количестве 2 упаковки, октябрь 2018 года в количестве 2 упаковки; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Б*** М.Э. ***  за период март 2018 года в количестве 2 упаковки, сентябрь 2018 года в количестве 2 упаковки, октябрь 2018 года в количестве 2 упаковки; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Б*** М.Э. *** в соответствии с медицинскими показаниями; обязать ГУЗ «Николаевская РБ» выписать Б*** М.Э. рецепты на бесплатное получение *** в соответствии с медицинскими показаниями.

На основании ст. 212 ГПК РФ, прокурор просил решение суда в частях 3,4,5 исковых требований обратить к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку ежедневный *** при помощи данных медицинских изделий являются жизненно необходимым для ребенка-инвалида.

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области, принять по делу новый судебный акт в данной части.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами и не может быть назначено по судебному решению. Считает, что суд и прокуратура не могут решать вместо лечащего врача, какое медицинское изделие  и какой лекарственный препарат должен быть назначен и в какой дозировке.  Просит учесть, что медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Дополняет, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Б*** М.Э. по рецептам 2018 года в связи с завершением финансового года. Добавляет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий впрок.  

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Николаевского района Ульяновской области, просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в указанный перечень.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении как лекарственных средств, так и изделий медицинского назначения  по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетний Б***  М*** Э***, *** года рождения, является ***–инвалидом в связи с заболеванием «***», состоит на  диспансерном учете в ГУЗ «Николаевская РБ».   

Согласно выписных эпикризов, Б*** М.Э. необходимо *** сахара  в крови!%.

ГУЗ «Николаевская РБ» была направлена заявка в Министерство здравоохранения Ульяновской области на обеспечение Б*** М.Э. в течение 2018 года  *** в количестве ***  

16.03.2018, 27.09.2018, 22.10.2018  Б*** М.Э. были выписаны рецепты  на получение бесплатно медицинских изделий - ***,  каждый рецепт на *** упаковки. По выписанным рецептам  Б*** М.Э. не был обеспечен *** в полном объеме.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения  осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, медицинских изделий, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата, наименование и количество изделий медицинского назначения.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, ***огданов!% М.Э. изделиями  медицинского назначения – *** по рецептам от  16.03.2018, 27.09.2018, 22.10.2018 обеспечен не был. 

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению несовершеннолетнего Б*** М.Э. изделиями *** в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения как лекарственными препаратами, так и изделиями медицинского назначения  лежит как на учреждении здравоохранение, где наблюдается истец, так и  на Министерстве здравоохранения Ульяновской области. При этом, свою обязанность  медицинское учреждение выполнило в полном объеме, выписав 16.03.2018, 27.09.2018 и 22.10.2018 Б*** М.Э. рецепты на бесплатное получение изделий медицинского назначения –  ***.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимыми ему изделиями медицинского назначения  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов медицинскими изделиями (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Б*** М.Э.   ***.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан  изделиями медицинского назначения, в частности *** было полным и их невыдача Б*** М.Э. по предъявленным рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истца указанными изделиями медицинского назначения носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  ими  по рецептам от 16.03.2018, 27.09.2018 и 22.10.2018  в текущем году  не приведет  к тому, что Б*** М.Э. будет ими обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Б*** М.Э. медицинскими изделиями по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Николаевскго района  Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Решение суда в части удовлетворения исковых требований к  ГУЗ «Николаевская РБ» сторонами не оспаривается.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 12 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи