Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Наказание не подлеждит смягчению
Документ от 26.06.2019, опубликован на сайте 02.07.2019 под номером 81651, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.4, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

      УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Хуртина А.В.                                                                        Дело № 22-1117/2019   

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                               26 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Сенько С.В.,

судей Мещаниновой И.П. и Давыдова Ж.А.,

с участием прокурора Скотаревой Г.А.,

осужденной  Войтовой  Ж.П.,

её защитника – адвоката Каленковой А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе адвоката Каленковой А.Н. в интересах осужденной Войтовой Ж.П. на приговор Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 мая 2019 года, которым

ВОЙТОВА Жанна Петровна,

***

 

осуждена по ч.4 ст.111 УК РФ  к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет с  отбыванием в исправительной колонии общего режима.

 

Постановлено:

- меру пресечения Войтовой Ж.П. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражу до вступления приговора в законную силу, взять под стражу в зале суда;

- срок отбытия наказания исчислять с даты вступления приговора в законную силу;

- время содержания под стражей с 6 мая 2019 года до вступления приговора в законную силу зачесть в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима в соответствии с п.«б» ч.3.1 ст.72 УК РФ.

- взыскать с Войтовой Ж.П. в возмещение морального  вреда в пользу С*** Н.В. 100000 рублей.

 

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

 

Апелляционное представление отозвано до начала рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ч.3 ст. 389.3 УПК РФ.

Доложив содержание приговора, апелляционной жалобы, заслушав выступления участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Войтова Ж.П. осуждена за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью  К*** В.В., повлекшее по неосторожности его смерть.

 

Преступление совершено 19 декабря 2018 года в г.Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.   

 

В апелляционной жалобе адвокат Каленкова А.Н. в интересах осужденной Войтовой Ж.П. считает приговор несправедливым ввиду чрезмерной суровости наказания. Войтова Ж.П. признала вину в избиении погибшего, активно способствовала расследованию преступления, принесла извинения потерпевшей, ни в чем предосудительном замечена не была, впервые привлекается к уголовной ответственности. Назначенное наказание не отвечает принципу гуманности и не сможет оказать положительного влияния на осужденную. Просит приговор изменить, смягчить наказание.

 

В суде апелляционной инстанции:

- осужденная Войтова Ж.П., её защитник – адвокат Каленкова А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали, уточнив, что от действий осужденной не могла наступить смерть К*** В.В.;

- прокурор  Скотарева Г.А. обосновала несостоятельность доводов  апелляционной жалобы, просила приговор оставить без изменений.

 

Рассмотрев материалы уголовного дела и изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.

 

Вывод суда о виновности Войтовой Ж.П. в совершении преступления соответствует фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, приведенных в приговоре.

 

Свидетели К*** Г.А., Г*** С.Д., С*** М.В. на предварительном следствии в ходе допросов, проверки показаний на месте, очных ставках с осужденной, а Г*** С.Д. и в суде показали, что Войтова Ж.Н., разозлившись на К*** В.В., когда тот лежал на полу, нанесла ему с силой не менее 5 ударов ногой по лицу, от которых у него пошла кровь. Испугавшись, вынесли его в подъезд, откуда он был доставлен в больницу. При этом Г*** С.Д. уточнила, что на требование прекратить избиение, Войтова Ж.П. стала  угрожать и ей применением насилия (т.1 л.д. 46-48, 49-51, 52-59, 60-67, 68-69, 70-72, 73-78, 79-81, 82-84, 85-92,183-184,  185-186, 187-188).

 

Из показаний  П*** С.В. следует, что его разбудила К*** Г.А. и попросила вынести в подъезд окровавленного К*** В.В.  Он со С*** М.В. вытащил К*** В.В. в подъезд, где его забрала бригада Скорой помощи. Впоследствии К*** Г.А. сообщила об избиении приятеля Войтовой Ж.Н., нанесении ударов по лицу ногой.

 

Сотрудники Скорой помощи - Т*** И.С. и Б*** Н.В., полицейские -Р*** Ш.К., П*** С.А.  подтвердили обнаружение в подъезде жилого дома  К*** В.В. с телесными повреждениями в области лица.

 

Показания   свидетелей К*** Г.А., Г*** С.Д., С*** М.В. на предварительном следствии обоснованно признаны достоверными, поскольку получены с соблюдением требований УПК РФ. Доводы  К*** Г.А., С*** М.В. об искажении их смысла  следователем  проверены судом и отклонены, как не нашедшие своего подтверждения. Повода для оговора  осужденной свидетелями не имелось, все они  находились с ней в дружеских отношениях. Более того, их показания согласуются между собой, с заключениями судебно-медицинских экспертиз, медико-криминалистических экспертиз в части локализации телесных повреждений у пострадавшего, обстоятельств и механизма их образования, обнаружения на кроссовках Войтовой Ж.П. крови погибшего.

 

По заключению судебно-медицинской экспертизы трупа  К*** В.В. (основной и дополнительной) причиной его  смерти явилась закрытая тупая цереброспинальная травма, проявившаяся ранами лица,  кровоизлияниями в мозг с осложнениями,  квалифицируемая как причинение тяжкого вреда здоровью, образовалась прижизненно незадолго до наступления смерти. Также на трупе имелись множественные ссадины лица и лобно-теменной области. Все повреждения в области головы образовались не менее чем от пяти воздействий ( т.2 л.д.30-35, 43-49).

 

О нанесении погибшему трех ударов  ногой по лицу, одного - в грудь последовательно показывала и Войтова Ж.П., в том числе в ходе проверки показаний на месте, следственном эксперименте, акцентируя внимание на локализацию ударов в левую часть лица, незначительности силы удара (т.1 л.д. 122-126, 127-129, 130-134, 150-154, 159-163, 164-173, 174-182).

 

По заключению судебно-криминалистических экспертиз возможность причинения всех повреждений, обнаруженных на голове К*** В.В., ногами, обутыми в кроссовки, изъятые у осужденной, не исключается (т.2 л.д. 56-60); часть повреждений на голове пострадавшего могла образоваться при обстоятельствах, изложенных в протоколах следственных экспериментов с участием Войтовой Ж.П., К*** Г.А., Г*** С.Д., С*** М.В. (т.2 л.д.64-73).

 

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы на кроссовках, штанах Войтовой Ж.П.  обнаружена кровь, происхождение которой от К*** В.В. не исключается ( т.2 л.д. 87-92).

 

Тщательно проверив экспертные заключения, суд верно признал, что они даны квалифицированными экспертами, обладающими специальными познаниями в области проводимых исследований, с соблюдением требований уголовно-процессуального закона. Выводы экспертов достоверны, согласуются с исследованными в судебном заседании доказательствами и противоречий не содержат.

 

Судом первой инстанции правильно обращено внимание на невозможность К*** В.В. при иных обстоятельствах получить  повреждения, повлекшие его смерть.

 

В ночь на 19 декабря 2018 года он находился в квартире К*** Г.А. в компании Войтовой Ж.П., хозяйки квартиры, П*** С.В., Г*** С.Д., С*** М.В. В ходе распития спиртного агрессию к пострадавшему проявлял  последний,  ударом руки сбив с ног, а потом его стала избивать Войтова Ж.П., мотивируя давней обидой и подозрением в  краже сумки К*** Г.А. Именно от действий последней у пострадавшего стало окровавленным лицо, он перестал вставать, разговаривать. Данных о получении  К*** В.В. телесных повреждений, повлекших смерть, от действий С*** М.В., в ходе предварительного и судебного следствий не получено.        

 

Смерть К*** В.В. наступила от действий Войтовой Ж.П.  Доводы последней о меньшем количестве нанесенных пострадавшему ударов, незначительности их силы, угроз со стороны последнего ножом обоснованно расценены критически как способ защиты.

 

Противоправного и аморального поведения потерпевшего К*** В.В., которое могло бы рассматриваться как повод для совершения преступления по делу, не установлено. Не являются таковыми предположения Войтовой Ж.П. о причастности  погибшего к краже сумки К*** Г.А., поскольку данных о  совершении последним преступления не имелось.

 

Выезжавшие по вызову Войтовой Ж.П. за несколько часов до совершения преступления сотрудники полиции А*** М.Р. и Д*** Р.Ш. показали, что осужденная  сообщила им об обнаружении сумки,  К*** В.В. при этом спал.

 

Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно, сделан  верный вывод об умышленном характере  действий Войтовой Ж.П. по нанесению ударов со значительной силой ногой в область расположения жизненно-важных органов, её действия квалифицированы по ч. 4 ст. 111 УК РФ  - как  умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

 

Судебное разбирательство по делу проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона при соблюдении принципов состязательности и равноправия сторон. Не предоставляя какой-либо из сторон преимущества, суд создал необходимые условия для исполнения ими процессуальных обязанностей и осуществления прав. Все представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон. Ущемления прав осужденной в ходе уголовного судопроизводства не допущено.

 

В полной мере оценено психическое состояние Войтовой Ж.П. С учетом личности, содеянного, поведения в суде, заключения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, она обоснованно признана вменяемой и подлежащей  уголовной ответственности.

 

Наказание Войтовой Ж.П., вопреки доводам жалобы, назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, всех данных личности виновной, смягчающих и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, влияния наказания на исправление и на условия жизни семьи.

 

Мотивы принятого решения по наказанию достаточно полно изложены  в приговоре.

 

Суд признал смягчающими наказание обстоятельствами: признание вины по нанесению ударов потерпевшему, активное способствование расследованию преступления путем дачи признательных показаний, состояние здоровья, то есть данные, на которые обращено внимание в апелляционной жалобе.

 

В то же время действий, направленных на заглаживание причиненного вреда, осужденная не совершила. Не могут быть признаны таковыми принесение извинений потерпевшей.

 

Учтено, что Войтова Ж.П. впервые привлекается к уголовной ответственности, на учетах в ГКУЗ УОКПБ и ГКУЗ УОКНБ не состоит, привлекалась к административной ответственности

 

Вопреки доводам жалобы, Войтовой Ж.П. назначено справедливое наказание, соответствующее требованиям ст.ст. 6, 60, 62 ч. 1 УК РФ, смягчению не подлежит.

 

При этом суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения положений ст.ст. 64, 73 УК РФ, а также ч. 6 ст. 15 УК РФ, мотивировав свои выводы в приговоре.

 

Принято верное решение о вещественных доказательствах, виде исправительного учреждения, исчислении срока наказания,   возмещении морального вреда потерпевшей.

 

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 

В соответствии ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшей физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

 

С учетом характера нравственных страданий, которые перенесла С*** Н.В.  в результате смерти родного брата, обстоятельств содеянного, материального положения осужденной, компенсация морального вреда в сумме 100 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, является соотносимой и соразмерной.

 

Таким образом, оснований для отмены или изменения приговора, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

 

Руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 мая 2019 года в отношении Войтовой Жанны Петровны оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи