Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение инвалида ТСР
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 16.07.2019 под номером 81618, 2-я гражданская, об обязании обеспечить креслом-коляской, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                  Дело № 33-2408/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      25 июня  2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Камаловой Е.Я.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Н*** А*** А*** удовлетворить частично. 

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Н*** А*** А*** техническим средством реабилитации – креслом-коляской  прогулочной с ручным приводом для детей-инвалидов в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от ***11.2018.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения фонда социального страхования Тюриной В.В., поддержавшей  доводы апелляционной жалобы, прокурора Данилова Е.В., возражавшего против доводов жалобы,  полагавшего  решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего Н***  А.А., *** года рождения, обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», замененному на надлежащего ответчика ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.

В обоснование иска указал, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ***.06.2012 Н*** А.А. подлежал обеспечению креслом-коляской прогулочной с ручным приводом для детей-инвалидов, обувью ортопедической сложной на утепленной прокладке (2 пары). Нуждаемость в указанных ТСР подтверждается и ИПР от 20.11.2018. Однако до настоящего времени несовершеннолетний данными ТСР не обеспечен.

Просил обязать Государственное учреждение Ульяновское отделение  Фонда социального страхования РФ обеспечить Н*** А*** А*** креслом-коляской прогулочной с ручным приводом для детей-инвалидов, обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке (2 пары).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», ОГКУСЗН Ульяновской области.  

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании жалобы указывает, что ГУ- УРО ФСС РФ не нарушало права несовершеннолетнего Н*** А.А. на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации, соответственно  ГУ- УРО ФСС РФ не является надлежащим ответчиком по данному делу. В подтверждение  своей позиции ссылается на Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 №240, Административный регламент, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.09.2014 №657н., согласно, которым обращение инвалида либо его представителя с заявлением в Фонд за получением государственной услуги по обеспечению ТСР, является юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен ТСР.  Так, выдача инвалидам направления на получение (изготовление) ТСР может быть осуществлена только после:  поступления в ГУ- УРО ФСС РФ заявления инвалида (его представителя), отбора организации в соответствии с ФЗ от 5.04.2013 №44- ФЗ, заключения ГУ – УРО ФСС РФ соответствующего контракта с отобранной организацией по Федеральному закону №44-ФЗ. Ссылается, на п. 14 Административного регламента в соответствии, с которым, результатом предоставления государственной услуги по обеспечению ТСР является выдача заявителю направления на получение ТСР в организации, отобранные в порядке, предусмотренном Законом № 44 –ФЗ.

При этом, в апелляционной жалобе указано, что  индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка инвалида от 20.02.2019, на которую ссылается суд, утратила силу.

Кроме того, дополняет, что Н*** А.А. будет обеспечен креслом- коляской, рекомендованной ИПРА от ***03.2019, в установленном действующим законодательством порядке после заключения государственного контракта.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Н*** А.А., его законного представителя Новосельцевой , представителя ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске», представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований,  Министерства здравоохранения Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, ФКУ «ГБ МСЭ» по Ульяновской области», ОГКУСЗН Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Н*** А*** А***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно  индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от ***06.2012 Н*** А.А. подлежал обеспечению креслом-коляской прогулочной с ручным приводом для детей-инвалидов.

В соответствии с индивидуальной программой  реабилитации или абилитации  ребенка-инвалида от 20.11.2018 Н*** А.А. нуждается  в обеспечении ТСР, в том числе креслом-коляской прогулочной с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для  больных ДЦП (для инвалидов и детей-инвалидов).

Также нуждаемость Н*** А.А. в обеспечении  аналогичной креслом-коляской подтверждена и выданной 11.03.2019 (после принятия судом оспариваемого решения) индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. При этом, действующая ИПР содержит указание на конкретные размеры кресла-коляски, необходимой истцу.

Законный представитель истца Н*** А.А.  неоднократно обращалась с заявлением в представителя ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» об обеспечении ее сына Н*** А.А. ТСР – креслом-коляской прогулочной с ручным приводом.

Однако на дату принятия судом оспариваемого решения, как и на день рассмотрения  дела судом апелляционной инстанции Н*** А.А. креслом-коляской прогулочной не обеспечен.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с п.6 Федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р,  кресла-коляски с ручным приводом относятся к техническим средствам, предоставляются инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими средствами, а также высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средствам в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

24.12.2009 между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области заключено Соглашение о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Во исполнение вышеуказанного Соглашения 29.12.2009 между Фондом и Департаментом заключено Соглашение о передаче части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно подп. 1.1 п.1 ст.2 Соглашения от 24.12.2009 предоставление инвалидам технических  средств  реабилитации по их личным заявлениям, сдаваемым  ими с  01.01.2010 в уполномоченный орган, являлись полномочиями Правительства Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время – ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»).

В настоящее время указанное соглашение расторгнуто и с 01.01.2019 полномочия в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Ульяновской области переданы ГУ УРО ФСС РФ. При этом, одновременно ГУ УРО ФСС РФ переданы и полномочия по обеспечению инвалидов ТСР по ранее поданным ими заявкам в ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», что подтверждено актами приема-передачи не только списков инвалидов, нуждающихся в обеспечении ТС, но их документов (заявлений, ИПР и т.д.)

При этом, действующими нормативно-правовыми документами не предусмотрено обязательное повторное обращение инвалидов  с заявлениями в ГУ – УРО ФСС РФ на  обеспечение их ТСР в случае если они данными средствами реабилитации не были обеспечены до 01.01.2019.

Исходя из вышеизложенного и учитывая то, что в настоящее время полномочиями  по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а соответственно и денежными средствами  обладает только ответчик – ГУ УРО ФСС РФ, суд обоснованно возложил на ГУ – Ульяновское региональное отделение Фона социального страхования  РФ обязанность обеспечить Н*** А.А. техническим средством реабилитации – креслом-коляской прогулочной с ручным приводом для детей-инвалидов в соответствии с  ИПР, действовавшей на дату принятия судом решения.

Поскольку в настоящее время  действует индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от 11.03.2019, в которой указаны также и индивидуальные параметра необходимой Н*** А.А. креслу-коляски прогулочной, для того чтобы решение было исполнимо и несовершеннолетний Н*** А.А. был своевременно обеспечен необходимым ему ТСР, судебная коллегия полагает  необходимым изложить резолютивную часть  решения в иной редакции, указав на необходимость обеспечения  истца креслом-коляской в соответствии с действующей ИПР.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что  ГУ УРО ФСС РФ  прав  истца не нарушало, поскольку его законный представитель к ответчику с заявлением об обеспечении  креслом-коляской прогулочной не обращалась, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.

Так, законный представитель ребенка-инвалида обращалась с указанным заявлением  в ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», полномочия которого по обеспечению инвалидов ТСР с января 2019 года переданы ГУ УРО ФСС РФ, соответственно именно на ответчике лежит обязанность по обеспечению истца указанным техническим средством реабилитации.

Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части обеспечения Н*** А.А.  обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке (2 пары), так как действующая ИПРА не предусматривает обеспечение его указанным ТСР.

Решение суда в данной части не оспаривалось.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Изложить резолютивную часть решения в иной редакции.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Н*** А*** А*** техническим средством реабилитации – креслом-коляской  прогулочной с ручным приводом для детей-инвалидов в соответствии с действующей  индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

 

Председательствующий

 

Судьи