Печать
Закрыть окно
Судебный акт
НПА нормативы ТКО
Документ от 21.06.2019, опубликован на сайте 01.07.2019 под номером 81568, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-151/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21 июня 2019 года                                                                             город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мишалова Александра Владимировича о признании недействующим Приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 года № 06-77 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области» (в редакции приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15 мая 2018 г. № 06-125),

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области 29 июня 2017 года принят приказ № 06-77 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области» (далее – Приказ № 06-77), которым утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) в год для категорий объектов в количественных показателях объема на одну расчетную единицу.

Приказ № 06-77 официально опубликован 7 июля 2017 г. в газете «Ульяновская правда» № 48 (24.022).

Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15 мая 2018 г. № 06-125 в Приказ № 06-77 внесены изменения: утверждены нормативы накопления ТКО в год для категорий объектов в количественных показателях массы на одну расчетную единицу.

Указанный приказ, вносящий изменения в Приказ № 06-77, официально опубликован 22 мая 2018 г. в газете «Ульяновская правда» № 33 (24.107).

Пунктом 1.1 Приложения к Приказу № 06-77 установлены нормативы накопления ТКО в год на территории Ульяновской области для многоквартирных домов в количественных показателях объема  2,30 куб.м и массы 352,34 кг на одну расчетную единицу.

Мишалов А.В. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим с даты вступления решения суда в законную силу Приказа № 06-77 (в редакции Приказа от 15 мая 2018 г. № 06-125) в части утверждения нормативов ТКО для проживающих в многоквартирных жилых домах (пункт 1.1 Приложения).

В обоснование заявленных требований указал на то, что является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме и ему начисляется плата за услугу по вывозу ТКО. Полагает, что Приказ № 06-77 противоречит части 1 статьи 1, статьям 9, 14 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», поскольку в материалах замеров отсутствуют данные об измерительных приборах, которые применялись при проведении замеров и их соответствии требованиям закона. Более того, полагает, что Приказ № 06-77 противоречит части 2 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части возложения обязанности по проведению замеров на органы местного самоуправления.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Ульяновской области.

Административный истец Мишалов А.В. и его представитель           Фролов Я.Ю. в судебном заседании уточненные административные требования по изложенным в дополнении к административному иску доводам поддержали и дали аналогичные пояснения.  

Представитель Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (до переименования – Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области) (далее – Министерство) Катрачева С.И. просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснила, что при утверждении нормативов накопления ТКО на территории Ульяновской области, в том числе для многоквартирных домов, Министерством были соблюдены все требования действующего законодательства. Процедура принятия и опубликования оспариваемого приказа была соблюдена. Приказ № 06-77 принят в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее Правила № 269) и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр (далее – Методические рекомендации). Рабочей группой по установлению нормативов накопления ТКО были определены муниципальные образования по сбору информации для установления нормативов в соответствии с Методическим рекомендациями. По результатам замеров специалистами департамента осуществлены расчеты нормативов накопления ТКО в количественных показателях объема, утверждение которых состоялось на заседании Правления Министерства 28 июня 2017 г. Приказом Министерства от 15 мая 2018 г. № 06-125 внесены изменения в Приказ № 06-77 в части определения нормативов накопления ТКО в год для категорий объектов в количественных показателях массы на одну расчетную единицу. При расчетах нормативов накопления ТКО как в количественных показателях массы, так и в количественных показателях объема Министерством применялись данные, представленные муниципальными образованиями (далее МО) по произведенным замерам в течение 2016-2017 гг: МО «г. Ульяновск», МО «г. Димитровград», МО «Барышский район», МО «Новоспасский район», МО «Сенгилеевский район», МО «Чердаклинский район», что соответствует Методическим рекомендациям. При поручении органам местного самоуправления проведения замеров Министерством было указано на необходимость соблюдения положений, указанных в Приказе Минстроя от 28 июля 2016 г. № 524/пр. Оснований полагать, что информация о замерах недостоверна у Министерства не было, так как информация предоставлена в том объеме, в каком запрошена в соответствии с Методическим рекомендациями должностными лицами. Указание и представление органами местного самоуправления в адрес Министерства документов, подтверждающих что средство измерения массы и (или) объема отходов соответствует требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, федеральным законодательством, регламентирующим утверждение нормативов накопления ТКО, не предусмотрено.      

Представитель Правительства Ульяновской области Кузнецова Н.Г. не согласилась с административными исковыми требованиями, поддержав позицию представителя Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон        № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Приказ № 06-77 принят уполномоченным органом - Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (пункт 2.2.8 Положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. № 8/125-П) и официально опубликован. По данным основаниям Приказ № 06-77 административным истцом не оспаривается.

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее - Правила определения нормативов).

Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

По вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.  Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера.

Пунктом 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления.

Согласно пунктам 4, 5 Методических рекомендаций категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1. На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2.

Пунктами 10-13, 15 определено, что результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3.

В целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разравнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.

Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.

Методическим рекомендациями предусмотрены следующие сроки проведения замеров: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

Административный истец Мишалов А.В. является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме в г. Ульяновске и ему начисляется плата за услугу по вывозу ТКО.

Судом установлено, что рабочей группой по установлению нормативов накопления ТКО были определены муниципальные образования по сбору информации для установления нормативов в соответствии с Методическим рекомендациями: МО «г. Ульяновск», МО «г. Димитровград», МО «Барышский район», МО «Новоспасский район», МО «Сенгилеевский район», МО «Чердаклинский район».

Главам администраций указанных муниципальных образований направлены письма с просьбой организовать работу по выполнению мероприятий дорожной карты по установлению нормативов накопления ТКО: составить паспорта объектов, выбранных для замеров; организовать проведение замеров по выбранным объектам в июле 2016 г, сентябре или октябре 2016 г, декабре 2016 г или январе 2017 г, апреле 2017 г.; информацию предоставить по форме приложений № 2, № 3, № 4, № 5 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 г. № 402/пр, учитывая социальную значимость вопроса взять организацию проведения замеров под личный контроль.  

При расчетах нормативов накопления ТКО как в количественных показателях массы, так и в количественных показателях объема Министерством применялись данные по замерам, представленные указанными муниципальными образованиями.

Согласно представленным на административное исковое заявление возражениям Министерства среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (Vс.о), для i-го объекта j-й категории определялся по формуле:

,

где:

Vо - объем отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, куб. м;

n - количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 - продолжительность проведения замеров отходов, суток.

Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (Vс.к), для объектов j-й категории определялся по формуле:

,

где:

Vс.о - среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, куб. м/сут;

m - количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.

Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (Vдельта), определялся по формуле:

,

 

где:

Vс.к - среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о - индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 - количество сезонов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год (Vг), определялся по формуле:

.

Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц (Vм), определялся по формуле:

Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gс.о), для i-го объекта j-й категории определялся по формуле:

,

где:

Gо - масса отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, кг;

n - количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 - продолжительность проведения замеров отходов, суток.

Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gс.к), для объектов j-й категории определялся по формуле:

,

где:

Gс.о - среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, кг/сут;

m - количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.

Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gдельта), определялся по формуле:

,

где:

Gс.к - среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о - индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 - количество сезонов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год (Gг), определялся по формуле:

,

где 365 - количество суток в году.

Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц (Gм), определялся по формуле:

,

где 12 - количество месяцев в году.

Применение формул соответствует Правилам определения нормативов. В этой части и в части произведенных расчетов Приказ № 06-77 административным истцом не оспаривается.

Довод административного истца о том, что Приказ № 06-77 противоречит части 1 статьи 1, статьям 9, 14 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ) в части отсутствии данных об измерительных приборах, которые применялись при проведении замеров и их соответствии требованиям закона, не может являться основанием для признания оспариваемого приказа недействующим, поскольку каких-либо данных, свидетельствующих о незаконности или недостоверности сведений по замерам в материалах дела не имеется.

Информация предоставлена за подписью должностных лиц органов местного самоуправления, в приложениях №№ 3, 4, 5 к Методическим рекомендациям указания такой информации как сведения о средствах измерения не предусмотрено. Отсутствие в информации, предоставленной органами местного самоуправления, сведений об измерительных приборах, которыми проводились замеры, не дает безусловного основания полагать, что результаты замеров недостоверны и не соответствуют действительности. Действия должностных лиц в части предоставления информации по проведению замеров не оспорены и не признаны незаконными, не являются предметом осуществляемой в порядке абстрактного нормоконтроля судебной проверки и не могут служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Довод административного истца о том, что оспариваемый в части Приказ № 06-77 противоречит части 2 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, суд находит несостоятельным, поскольку оспариваемый приказ не возлагает никаких обязанностей на органы местного самоуправления и не ограничивает их право на местное самоуправление, а лишь определяет нормативы накопления ТКО.

Более того в порядке подготовки нормативного правового акта по утверждению норматива накопления ТКО пунктом 5 статьи 24.11 Закона № 89-ФЗ прямо предусмотрено право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами запрашивать у органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а на указанные органы и организации возложена обязанность предоставить запрашиваемую информацию.

Прямого запрета на запрос информации в части проведения замеров федеральным законодательством не установлено.

Таким образом, оспариваемый Приказ № 06-77 принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, официально опубликован, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы административного истца не нарушает.

Оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании недействующим Приказа № 06-77 (в редакции от 15 мая 2018 г.) в части утверждения нормативов ТКО для проживающих в многоквартирных жилых домах (пункт 1.1 Приложения) не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления Мишалова Александра Владимировича о признании недействующим Приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 года № 06-77 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области» (в редакции приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15 мая 2018 г. № 06-125) отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                 Н.В.Зуева