Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права общей долевой собственности в порядке наследования, взыскании судебных расходов
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 28.06.2019 под номером 81521, 2-я гражданская, о признании права общей долевой собственности в порядке наследования, взыскании судебных расходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Павлов Н.Е.                                                                            Дело № 33-2476/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Подгорновой О.С., Костюниной Н.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Кривовой Елены Викторовны – Еременко Сергея Леонидовича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 21 марта 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования Лифановой Марины Викторовны к Кривовой Елене Викторовне о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке наследования, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Признать за Лифановой Мариной Викторовной в порядке наследования по закону право общей долевой собственности на ½ долю квартиры, расположенной по адресу: ***.

Взыскать с Кривовой Елены Викторовны в пользу Лифановой Марины Викторовны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9148 руб. 65 коп.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения ответчицы Кривовой Е.В., а также ее представителя Еременко С.Л., выразивших намерение заключить с истицей  мировое соглашение, заслушав истицу Лифанову М.В., просившую оставить без удовлетворения апелляционную жалобу представителя ответчицы, а также подавшей заявление об отказе от требований в части взыскания с ответчицы уплаченной ею государственной пошлины, судебная коллегия

 

установила:

Лифанова М.В. обратилась в суд с иском к Кривовой Е.В. о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке наследования, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истица указала, что *** умерла В*** Л.В., которая приходилась ей и ответчице Кривовой Е.В. родной сестрой. Стороны являются наследниками второй очереди на имущество В*** Л.В., а именно на квартиру, расположенную по адресу: ***. Наследников по закону первой очереди не имеется.

Обязанность по сбору документов в отношении наследуемого имущества взяла на себя ответчица. В декабре 2018 года она (истица) представила нотариусу недостающие документы для подтверждения родства с В*** Л.В., а 14 января 2019 года ей стало известно о пропуске срока вступления в наследство. На предложение нотариуса написать согласие на ее вступление в права наследования, Кривова Е.В. ответила отказом.

Просила суд признать за ней в порядке наследования по закону право общей долевой собственности на ½ долю квартиры, расположенной по адресу: ***, а также взыскать с Кривовой Е.В. в её пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9148 руб. 65 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, нотариус Фуражкина Н.Н.

Рассмотрев заявленные истицей требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчицы Кривовой Е.В. – Еременко С.Л. просит решение суда отменить полностью, производство по делу прекратить, либо оставить заявление без рассмотрения.

По мнению автора жалобы, суд необоснованно привлек к участию в деле в качестве ответчика Кривову Е.В. и взыскал с нее расходы по уплате государственной пошлины.

Указывает, что изначально стороны одновременно обратились к нотариусу. Второго наследника по закону от нотариуса Кривова Е.В. не скрывала. Лифанова М.В. пропустила срок принятия наследства по непонятным и независящим от ответчицы причинам.

Вопреки положениям ч. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», и в отличие от Кривовой Е.В., Лифанова М.В. во владение спорным наследственным имуществом не вступала, не управляла им, каких-либо мер по его сохранению не осуществляла и расходов по его содержанию не несла, а соответственно не предприняла действий по фактическому принятию наследства.

Также отмечает, что в нарушение положений ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, пропущенный истицей срок вступления в наследство не был восстановлен судом, а причина такого пропуска, как юридическая безграмотность, не могла быть принята судом как уважительная.

На момент принятия решения судом, свидетельства на наследство у ответчицы  не имелось, в связи с чем основания требовать от нее в досудебном порядке  письменного согласия о признании за Лифановой М.В. 1/2 доли наследства отсутствовали.

В возражениях на апелляционную жалобу Лифанова М.В. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу, поданную представителем ответчицы Кривовой Е.В. - Еременко С.Л. - без удовлетворения.

 

В судебной коллегии, стороной ответчицы по существу признаны требования истицы Лифановой М.В. о признание за ней права на долю в наследстве умершей сестры (1/2 доли квартиры), поддержан довод жалобы в части необоснованного взыскания с ответчицы государственной пошлины.

Несмотря на данную позицию стороны ответчицы, отказ от апелляционной жалобы не последовал.

Истица Кривова Е.В. по существу спора просила оставить решение суда без изменения, вместе с тем от данного лица последовал отказ от требований о взыскании уплаченной при подачи иска пошлины.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по существу заявленных истицей требований о признание за ней ½ доли собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***  .

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого представителем ответчицы судебного решения в апелляционном порядке по доводам его жалобы не установлено.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, *** умерла В*** Л*** В***, *** года рождения, о чем отделом ЗАГС по Заволжскому району города Ульяновска Агентства ЗАГС Ульяновской области 12 июля 2018 года составлена запись акта о смерти *** и выдано свидетельство о смерти.

Лифанова Марина Викторовна (до заключения брака Молгачева), *** года рождения, и Кривова Елена Викторовна (до заключения брака Молгачева), *** года рождения, являются родными сестрами и сестрой умершей В*** Л.В.

На основании представленной копии свидетельства о государственной регистрации права серии *** от 27 декабря 2012 года, при жизни В*** Л.В. на праве собственности  принадлежала квартира, расположенная по адресу: ***, общей площадью 45,6 кв.м.

Согласно материалам наследственного дела № ***, Лифанова М.В. и Кривова Е.В. являются наследниками В*** Л.В. по закону.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.

Обращаясь с настоящим иском в суд, Лифанова М.В. указала, что наследников по закону первой очереди на имущество умершей В*** Л.В. не имеется, Лифанова М.В. (истица по настоящему делу) и Кривова Е.В. (ответчица по настоящему делу) являются наследниками второй очереди, полагала, что фактически приняла наследственное имущество в виде принятия личных вещей умершей, несла расходы по организации похорон, в связи с чем указанная выше квартира должна быть разделена между сторонами поровну.

В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1141 Гражданского кодекса РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего кодекса.

Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 Гражданского кодекса РФ).

Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (ст. 1143 Гражданского кодекса РФ).

В состав наследства согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

В силу п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Согласно п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.

По правилам п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Разрешая заявленные истицей требования, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, признав в силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказанной позицию истицы, обоснованно признал за Лифановой М.В. в порядке наследования по закону право общей долевой собственности на 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: ***.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, не противоречат требованиям закона.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Рассматривая дело, суд объективно исследовал обстоятельства дела, проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных требований, возражения ответчиков, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, обоснованно пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для отказа в удовлетворении заявленного по делу иска, не имеется.

Всем заявленным по делу доводам сторон судом была дана должная правовая оценка.

К тому же, как было указано выше, судебная коллегия учитывает по существу выраженное стороной ответчицы согласие с рением суда в части разрешения требований истицы по доле собственности в наследственном имуществе.

Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения по существу заявленного по делу иска. Выводы суда в указанной части подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела. По сути, доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе – недопустимость рассмотрения уточненных требований истца), судом не допущено.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает возможным прекратить производство по делу в части требований истицы о взыскании уплаченной ею по делу пошлины.

Как было указано выше, в судебную коллегию истицей Лифановой М.В. представлено заявление об отказе от требований в данной части.

В силу части 1 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 указанного Кодекса.

При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (часть 2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив поступившее заявление истицы Лифановой М.В. об отказе от требований в части взыскания уплаченной при подачи настоящего иска пошлины и прекращении производства по делу в данной части, судебная коллегия полагает возможным его удовлетворить, поскольку данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Последствия отказа от вышеуказанных требований, предусмотренные статьей 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истице Лифановой М.В. известны.

Руководствуясь статьями 39, 326.1 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

принять отказ истицы Лифановой Марины Викторовны от требований к ответчице Кривовой Елене Викторовне о взыскании уплаченной по делу государственной пошлины в сумме 9148 руб. 65 коп.

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 21 марта 2019 года в части взыскания с Кривовой Елены Викторовны в пользу Лифановой Марины Викторовны расходов по оплате государственной пошлины в сумме 9148 руб. 65 коп. отменить в связи с отказом истицы Лифановой Марины Викторовны от указанного требования.

Производство по настоящему делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 21 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Кривовой Елены Викторовны – Еременко Сергея Леонидовича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                    

 

Судьи: