Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в перерасчете пенсии
Документ от 18.06.2019, опубликован на сайте 28.06.2019 под номером 81501, 2-я гражданская, о признании незаконным решения, перерасчете размера страховой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Земцова О.Б.                                                          Дело № 33-2268/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        18 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тузовой Марины Валентиновны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Тузовой Марины Валентиновны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска  Ульяновской области (межрайонному) о признании незаконным решения в принятии для перерасчета размера страховой пенсии по старости справки о заработной плате № 59 от 28 января 2010 года, возложении обязанности произвести перерасчет размера назначенной страховой пенсии с учетом справки о заработной плате с момента назначения пенсии, взыскании государственной пошлины, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Тузовой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тузова М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области  (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска, пенсионный орган) о перерасчете страховой пенсии по старости на основании архивной справки от 28 января 2010 года. В обоснование иска указала, что с 25 октября 2010 года она является получателем досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В ее трудовой стаж пенсионным органом был включен период службы в войсковой части *** с 25 августа 1992 года по 12 ноября 1995 года. 9 июня 2017 года она обратилась в ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о перерасчете размера пенсии на основании архивной справки о заработной плате от 28 января 2010 года № 59. Однако пенсионный орган отказал ей в принятии для производства перерасчета пенсии указанной справки со ссылкой на то, что из представленных документов невозможно определить вид произведенных выплат и подлежат ли они включению в денежное довольствие для исчисления пенсии. С решением ответчика она не согласна, так как справка оформлена надлежащим образом. Просила признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от 15 июня 2017 года об отказе в принятии для перерасчета размера пенсии архивной справки о заработной плате от 28 января 2010 года; обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом данной справки с момента назначения пенсии; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины 300 руб. 

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Тузова М.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что сведениями из Центрального архива военного округа п. Уральский подтверждена большая часть произведенных ей в период службы выплат. Обращает внимание, что решение об отказе в принятии для перерасчета размера пенсии спорной справки принято ответчиком в 2017 году, а не в 2010 году. Считает, что законодательство не предусматривает каких-либо ограничений в принятии документов, подтверждающих индивидуальный характер заработка, в случае отсутствия у пенсионного органа расшифровки кодов по видам оплаты труда. По мнению автора жалобы, отсутствие в архиве документов о расшифровке наименования по видам оплаты и удержаний  не может быть поставлено в вину пенсионеру и служить основанием для отказа в перерасчете пенсии.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тузова М.В., *** года рождения, с 25 октября 2010 года является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

9 июня 2017 года Тузова М.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости за периоды до 1 января 2015 года в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на основании справки о заработной плате от 28 января 2010 года № 59.

Решением ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от 15 июня 2017 года Тузовой М.В. отказано в принятии к рассмотрению при перерасчете размера страховой пенсии по старости  в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» справки о заработной плате от 28 января 2010 года № 59.

Полагая решение ответчика незаконным, Тузова М.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Тузовой М.В., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку из содержания справки невозможно сделать вывод о составе выплат, входящих в денежное довольствие военнослужащего, а между суммами, указанными в справке, и данными карточек на выплату денежного довольствия имеются расхождения, справка от 28 января 2010 года не может служить основанием для перерасчета пенсии истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о невозможности принятия для перерасчета пенсии архивной справки, имеющей расхождения с первичными финансовыми документами.

Статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) установлены основания для перерасчета страховой пенсии.

В соответствии  с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.

Согласно статье 36 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 года. Со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) определено, что при установлении расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Пунктом 15 Перечня установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

До 1 января 2015 года действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  и о «государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденный совместным постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года №16/19па.

Пунктом 26 названного Перечня от 27 февраля 2002 года предусматривалось, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

Пунктом 12 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Статья 100 действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» определяла состав заработка, из которого исчисляется пенсия.

Согласно указанной норме Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 данного Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой данной статьи, также включается денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы.

В соответствии с Перечнем видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 сентября 1990 года № 358/16-28,  действовавшего в период военной службы Тузовой М.В., страховые взносы не начисляются в том числе на выходное пособие при увольнении; различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи; компенсационные выплаты; стоимость бесплатно предоставляемых некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или стоимость их возмещения; стоимость путевок на санаторно-курортное лечение; возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местность.

Статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»  (в редакции, действовавшей до 1 января 1996 года) было установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного Закона (проходившим военную службу), и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Материалами дела подтверждено, что 24 августа 1992 года Тузова М.В. была призвана на действительную военную службу в качестве военнослужащей-женщины; с 24 августа 1992 года по 12 ноября 1995 года истец проходила службу в местности с тяжелыми климатическими условиями (Жарминский район Семипалатинской области Республики Казахстан) и имеет право на льготы, установленные постановлениями Совета Министров СССР № 482 от 21 мая 1984 года и № 445 от 6 апреля 1988 года.

12 ноября 1995 года Тузова М.В. досрочно уволена в запас по п. «а» ч. 2 ст. 49 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями).

Согласно архивной справке № 59 от 28 января 2010 года, выданной филиалом Центрального архива ракетных и космических войск Министерства обороны Российской Федерации, Тузова М.В. проходила службу в войсковой части *** и получала денежное довольствие в рублях в период с сентября 1992 года по ноябрь 1995 года включительно в размерах, которые указаны на основании фонда 141, описей - 4096, 4095, дела - 151, 156, 180, 7.

В дополнении № 26-1/914 от 3 апреля 2017 года к архивной справке от 28 января 2010 года указано, что в карточке на выплату денежного довольствия военнослужащим войсковой части *** (войсковая часть *** состояла на финансовом довольствии войсковой части ***) за 1995 год на Тузову М.В. значится «ноябрь – ВП – 1 610 000, ЕДВ – 805 000», кв. премия – 134 778, ст. 0732 – 100 000, ст. 0629 – 330 000, 1 091 808», данные суммы включены в архивную справку. В архиве не имеется сведений по кодам видов оплаты труда (и их расшифровке) за указанный в архивной справке период. Архивная справка от 28 января 2010 года исполнена на основании карточек на выплату денежного довольствия военнослужащим войсковой части ***.

Согласно сведениям федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» в начисление денежного довольствия входит: оклад по воинскому званию; оклад по должности; процентная надбавка за выслугу лет, надбавка за секретность; надбавка за сложность и напряженность; квартальная премия; единовременное денежное вознаграждение. Статья 0732 сметы Министерства обороны Российской Федерации – это компенсация за проезд; статья 0629 той же сметы – компенсация на санаторно-курортное лечение.

Из сравнительного анализа сведений, содержащихся в спорной архивной справке № 59 от 28 января 2010 года, и имеющихся в материалах дела личных карточках на выплату денежного довольствия Тузовой М.В. за 1992-1995 годы, следует, что сведения о размере денежного довольствия истца неидентичны по суммам.

Содержащиеся в архивной справке от 28 января 2010 года суммы денежного довольствия Тузовой М.В. отличаются от сумм денежного довольствия, указанных в личных карточках истца за тот же период, при этом из содержания данных документов усматривается, что в архивной справке указан размер денежного довольствия с учетом выплат, назначение которых неизвестно, тогда как в личной карточке есть данные о размере денежного довольствия, которое в силу приведенных выше норм закона может быть использовано для исчисления пенсии.

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н (далее – Правила от 17 ноября 2014 года № 884н) установлено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»); проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (подпункт «б»); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт  «в»); приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии (подпункт «г»); принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «е»).

В соответствии с п. 23 названных выше Правил от 17 ноября 2014 года № 884н решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Приведенные выше обстоятельства и нормы закона указывают на невозможность принятия для перерасчета пенсии истца сведений о ее денежном довольствии за период с сентября 1992 года по ноябрь 1995 года по справке № 59 от 28 января 2010 года.

Вместе с тем, личные карточки военнослужащего являются первичными финансовыми документами, которые также могут быть использованы для перерасчета пенсии, однако Тузова М.В. не обращалась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии на основании таких первичных документов, не заявляла истец таких требований и в суде первой инстанции.

С учетом изложенного решение суда является правильным, отмене, а равно изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тузовой Марины Валентиновны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи