Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения призывной комиссии
Документ от 18.06.2019, опубликован на сайте 25.06.2019 под номером 81382, 2-я гражданская, о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение и выдать военный билет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Постановление Президиума

Документ от 28.11.2019, опубликован на сайте 29.11.2019 под номером 84890, Президиум гражданский, , АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с возвращением на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Берхеева А.В.                                                           Дело № 33а-2304/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                18 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Матягина Александра Евгеньевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска  Матягина Александра Евгеньевича к призывной комиссии муниципального образования «г.Димитровград», военному комиссариату г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, Военному комиссариату Ульяновской области о признании незаконным решения, понуждении к устранению допущенного нарушения и выдаче военного билета, отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Матягина А.Е. и его представителя Зирка Р.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Мурадымовой А.Р., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Матягин А.Е. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии МО «г.Димитровград» Ульяновской области, Военному комиссариата г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области о признании незаконным решения призывной комиссии и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, выдать военный билет.

В обоснование  иска  указал,  что решением призывной комиссии МО «Димитровград» Ульяновской области от 25.12.2018 он зачислен в запас по достижении возраста 27 лет, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Указанное решение призывной комиссии считает незаконным, поскольку является сыном погибшего (умершего) военнослужащего и в соответствии с п.п. «б» п.2 ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» имеет право на  освобождение от призыва на военную службу. 

В связи с этим истец просил признать незаконным решение призывной комиссии МО «г.Димитровград» Ульяновской области от 25.12.2018 в части признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложить на призывную комиссию МО «г.Димитровграда» Ульяновской области обязанность устранить допущенные нарушения; возложить на военный комиссариат города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области обязанность выдать ему военный билет.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Матягин А.Е. не соглашается с решением суда, просит об его отмене.  В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии с законодательством у граждан отсутствует обязанность самостоятельно являться в военный комиссариат. Законом установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата. В периоды отсутствия у него отсрочки он не уклонялся от прохождения военной службы, поскольку повесток из военкомата не получал. Доказательств направления ему повесток по месту его фактического проживания военным комиссариатом не представлено.

Также при рассмотрении дела не учтено, что он имеет право на предоставление отсрочки, поскольку 09.09.2018 повторно был избран депутатом Городской Думы города Димитровграда. 

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. 

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пункт 1).

Согласно пункту 2 указанной статьи на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Матягин А.Е. 05.02.2008 был поставлен на воинский учет в Военном комиссариате г.Димитровграда.

Решением призывной комиссии от 01.12.2009 №2114/862 ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании ст.24 ч.2 п. «а» - в связи с обучением по очной форме обучения на срок до 2014 года.

Имеется также решение призывной комиссии от 07.10.2011 №Б2/6Б, которым ему была предоставлена отсрочка по тем же основаниям на срок до 2014 года.

Решением призывной комиссии от 13.05.2014 №27 ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 08.09.2018 на основании п.п. «к» п.1 ст.24. Данная статья предусматривает предоставление отсрочки от призыва на военную службу  гражданам, избранным депутатами представительных органов муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах.  Матягину А.Е. была предоставлена отсрочка на основании указанной статьи, несмотря на то, что он осуществлял полномочия депутата Городской Думы г.Димитровграда не на постоянной основе. 

Решением призывной комиссии от 25.12.2018 №4-У Матягин А.Е. признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. Зачислен в запас.

Согласно пункту 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. Согласно п.34 указанного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В период с 08 сентября до 27 ноября 2018 Матягин Е.А. подлежал призыву на военную службу.  Однако от проведений мероприятий по призыву на военную службу уклонился.

Обращая в суд с настоящим иском, Матягин А.Е. ссылался лишь на то, что он имеет право на освобождение от призыва на военную службу на основании п.п. «б» п.2 ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», как сын погибшего (умершего) военнослужащего.

Проверяя данные основания и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на освобождение от военной службы имеют граждане, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы. Вместе с тем отец истца – ***, умерший 13.08.2008, причиной смерти которого явилось заболевание, полученное в период службы, проходил военную службу по контракту.  В связи с этим Матягин Е.А. не имеет права на освобождение от военной службы.

В апелляционной жалобе Матягиным Е.А. заявлен довод о том, что в период с 08 сентября и до 27 ноября 2018 (до достижения им возраста 27 лет) он имеет право на предоставление отсрочки от военной службы, поскольку был избран депутатом Городской Думы города Димитровграда.

Данный довод истца противоречит действующему законодательству.   

Подпунктом «к» п.1 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службу» предусмотрено предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, избранным депутатами представительных органов муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах. 

Матягиным Е.А. в ходе заседания суда апелляционной инстанции не отрицалось, что он осуществляет полномочия депутата Городской Думы города Димитровграда не на постоянной основе. При таких обстоятельствах основания для предоставления ему отсрочки от военной службы отсутствуют.

Не может согласиться судебная коллегия и с доводом апелляционной жалобы истца о том, что от призыва на военную службу он не уклонялся.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу. В соответствии с пунктами 6 и 7 указанного Положения оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования.

Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

В свою очередь гражданин в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» обязан явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.

В материалах дела имеются докладные от 02 и 12 октября 2018, согласно которым сотрудники военкомата выходили по месту регистрации истца по адресу: ***, однако в квартире никого не было, дверь никто не открыл. В связи с  этим вручить повестку ему не представилось возможным.

15.10.2018 Матягин Е.А. снялся с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировался по адресу: ***, однако об изменении места регистрации в Военный комиссариат не сообщил.

Доводы истца о том, что его должны были извещать не по месту регистрации, а  по месту фактического проживания, адрес которого имеется в материалах его личного дела (***), либо по месту работы, являются не состоятельными.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона  РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место регистрации является  официальным местом жительства гражданина.

Кроме того, сведения о фактическом месте жительства были актуальны по состоянию на 2014 год, когда Матягину Е.А. предоставлялась отсрочка от военной службы. 

Довод истца о том, что он до настоящего времени проживает по адресу: ***, указанному в его личном деле в качестве места его фактического проживания, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание. При обращении в суд с настоящим иском в качестве места своего жительства (регистрации) Матягин Е.А. указал только один адрес: ***.

Доводы истца о том, что его должны были известить по месту работы, также являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе, сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности.

Об избрании его депутатом Городской Думы г.Димитровграда           Матягин А.Е. в военный комиссариат не сообщил.

Из материалов дела также следует, что с прежнего места работы он был уволен 26.07.2018.

23.10.2018 Матягин Е.А. был принят на новое место работы, однако об изменении указанных сведений в военный комиссариат также не сообщал.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения Призывной комиссии. 

Поскольку принятое Призывной комиссией решение в отношении Матягина Е.А. является законным, оснований для возложения на ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» обязанности выдать         Матягину Е.А. военный билет, также правомерно оставлены судом без удовлетворения.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 февраля 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Матягина Александра Евгеньевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: