Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Демонтаж забора (территория объекта культурного наследия)
Документ от 04.06.2019, опубликован на сайте 25.06.2019 под номером 81351, 2-я гражданская, об обязании произвести демонтаж забора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья  Колбинова Н.А.                                                                        Дело № 33-2036/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              04 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В. и Парфеновой И.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 18 января 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Правительства Ульяновской области  в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Ивановой Ольге Александровне об обязании произвести демонтаж забора из профилированного металлического листа по адресу: У*** область, К*** район, с. П***, пер. С***,     д. ***, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения представителя ответчицы Ивановой О.А. – Буранова Г.К., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с иском к Ивановой О.А. об обязании произвести демонтаж забора из профилированного металлического листа, установленного по адресу: У*** область, К*** район, с. П***, пер. С***, д. ***.

Исковые требования мотивированы тем, что в связи с совершенствованием государственного управления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия создано соответствующее структурное подразделение администрации Губернатора Ульяновской области – Управление по охране объектов культурного наследия.

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 № 382-р «Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении.

Согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории муниципального образования «Карсунский район» находится объект культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «П***» (далее – достопримечательное место), поставленный на государственную охрану Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.05.2009 № ***.

В результате произведённого сотрудниками Управления визуального осмотра территории достопримечательного места зафиксировано, что по адресу:    с. П***, пер. С***, д. *** установлен металлический забор из профилированного металлического листа (профнастил).

Приказом Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08.2011 № *** определены режимы использования, ограничения на использование территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «П***».

Согласно утверждённым режимам использования, ограничения на использование территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «П***» дом, расположенный по адресу: с. П***,          пер. С***, д. *** находится в зоне «А». Зона выделена на основе земельных участков и территорий с исторически сложившейся индивидуальной (усадебной) жилой застройкой в центральной части села П***. Запрещается на территории достопримечательного места, в зоне «А», применение следующих строительных отделочных и материалов: силикатный кирпич без декоративной отделки, бетонные блоки без декоративной отделки, железобетонные панели и блоки без декоративной отделки, профилированный металлический лист (профнастил); пластиковый сайдинг, металлический сайдинг.

Ответчица Иванова А.А. оградила свой земельный участок, расположенный по адресу: с. П***, пер. С***, д. ***, забором из профилированного металлического листа (профнастил).

Данными незаконными действиями нарушены права и охраняемые законом интересы граждан, а именно: право граждан на доступ к культурным ценностям, предусмотренное ст. 44 Конституции Российской Федерации; право на доступ к объектам культурного наследия, предусмотренное ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; право на сохранность объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, предусмотренное ст. 7 Закона № 73-Ф3.

Управлением в адрес Ивановой О.А. направлена претензия от 30.07.2018 с требованием произвести демонтаж ограждения участка из профилированного металлического листа в срок до 01.09.2018, однако указанное требование до настоящего времени не исполнено. 

Согласно ст. 11 Закона № 73-Ф3 региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия предъявляет в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В связи с изложенным, истец просил суд обязать Иванову О.А. произвести демонтаж ограждения участка из профилированного металлического листа по адресу: У*** область, К*** район, с. П***, пер. С***,     д. ***.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета, привлечены администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области,  администрация муниципального образования «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы ссылается на доводы искового заявления и указывает, что данный иск не лишает ответчицу права на владение принадлежащим ей имуществом.

Суд не учел то обстоятельство, что согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории МО «Карсунский район» находится объект культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «П***» в целом, а не как отдельные объекты недвижимого имущества в с. П*** К*** района.

Считает необоснованным вывод суда о том, что зонирование произведено без учета мнения граждан, проживающих в с. П*** К*** района, поскольку Правительством Ульяновской области предоставлены суду доказательства нового образования «Достопримечательное место «П***». Данное решение было принято на сходе граждан 26.12.2008. Мнение ответчицы не могло учитываться на сходе жителей      с. П*** в силу приобретения ею земельного участка и жилого дома в указанном населенном пункте 04.09.2014.

В возражениях на апелляционную жалобу Иванова О.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражениях на них.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что ответчице Ивановой О.А. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: У*** область, К*** район, с. П***, пер. С***,    д. ***.

Указанное недвижимое имущество приобретено Ивановой О.А. на основании договора купли-продажи от 04.09.2014.

Право собственности Ивановой О.А. на спорный жилой дом и земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области 09.09.2014 с выдачей соответствующих свидетельств.

Судом также установлено, что ответчица Иванова О.А. огородила свой земельный участок забором из профилированного металлического листа.

Обращаясь в суд с требованиями о демонтаже указанного забора, истец сослался на то, что спорный жилой дом находится на территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «П***», где установлен особый режим использования земельного участка, при котором запрещено устанавливать глухие заборы их профилированного металлического листа, а разрешены прозрачные ограды и заборы из жердей, досок, штакетника, горбыля с элементами резного декора.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Оснований не согласиться с указанным выводом у судебной коллегии не имеется.

Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу положений ст. 9.1, 33, 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде органы власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать ограничение на использование земельных участков, находящихся в зонах охраны объектов культурного наследия.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта. Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, включение земельного участка в состав зоны охраны объекта культурно-исторического наследия означает установление особого режима использования земельного участка.

В силу п. 4 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», орган, установивший требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, в течение пяти дней со дня вступления в силу акта об установлении таких требований направляет копию указанного акта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы.

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 18 и 19 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 (действовало до 24.09.2015), предусмотрено, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в Положении о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972.

Согласно пункту 18 Положения о зонах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972, информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) органы охраны объектов культурного наследия направляют в учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - выявленные объекты культурного наследия), о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из системного анализа приведенных нормативных актов следует, что сведения  об охранных зонах объектов культурного наследия, их границах, описании этих зон, а также сведения об органах и решениях, установивших эти зоны и их границы, подлежат обязательному размещению органами, принявшими решения о включении объектов культурного наследия в государственный реестр объектов культурного наследия либо об установлении охранных зон в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности с тем, чтобы граждане, земельные участки которых оказываются в границах охранных зон объектов культурного наследия, могли иметь сведения о возможностях использования принадлежащих им в этих границах земельных участков и защищать свои права на эти участки. Эти сведения должны быть переданы и в органы, осуществляющие государственный кадастровый учет объектов недвижимости.

Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.05.2009 № 198-П объект культурного наследия (памятник истории и культуры)  «Достопримечательное место «П***», расположенный в с. П*** и его окрестностях на территориях К*** и М*** районов У*** области, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия.

Приказом Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08.2011 № *** определены режимы использования, ограничения на использование территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «П***».

Однако, вопреки указанным выше нормам материального права, сведения об объекте культурного наследия «Достопримечательное место «П***», охранных зонах этого объекта и его границы, в установленном порядке не были направлены в органы государственного кадастрового учета.

Вместе с тем, государственная регистрация рассматриваемых ограничений (обременений) прав на земельные участки позволяет при совершении любых сделок с данным имуществом получить точное представление о возможностях по его использованию и распоряжению, влияя на волю покупателя и формирование его желания приобрести участок или отказаться от этого ввиду наличия обременений.

По утверждению истца, спорный жилой дом и земельный участок, принадлежащие ответчице Ивановой О.А., расположены в зоне «А», где введены ограничения по применению строительных и отделочных материалов. В частности, запрещено использование профилированного металлического листа при установке усадебных ограждений (п.4.6, 4.7).

В ходе судебного разбирательства было установлено, что о наличии каких-либо ограничений (обременений) прав на приобретенный земельный участок, возникших на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия (приказа Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 25.08. 2011 № ***), ответчица Иванова О.А. не знала и не могла знать.

Как установил суд, земельный участок с кадастровым номером ***, а также жилой дом с кадастровым номером ***, расположенные по адресу: У*** область, К*** район, с. П***, пер. С***, д. ***, были приобретены ответчицей Ивановой О.А. на основании договора купли- продажи от 04.09.2014.

Переход права собственности на данные объекты недвижимости зарегистрирован в установленном законном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с выдачей соответствующих свидетельств, датированных 09.09.2014.

При этом ни договор купли-продажи, ни свидетельство о государственной регистрации права, не содержат сведений о наличии каких-либо обременений (ограничений) права.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.09.2014, выданному Ивановой О.А. на спорный земельный участок, разрешенное  использование этого участка – для ведения личного подсобного хозяйства, существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы.

Кроме того, в паспорте объекта культурного наследия «Достопримечательное место «П***» отсутствует описание предмета охраны объекта культурного наследия и указано, что предмет охраны объекта культурного наследия не утвержден (п. 8). Также в паспорте отсутствуют сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информация о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия (п.9).

Доказательств, свидетельствующих о том, что установленный ответчицей забор нарушает права граждан на доступ к объекту культурного наследия и на сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде, истцом представлено не было.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных истцом требований о демонтаже забора, установленного Ивановой О.А. на принадлежащем ей земельном участке.

Доводы апелляционной жалобы указанный вывод суда не опровергают, а поэтому основанием к отмене решения суда служить не могут.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам иска и пояснениям представителя истца в суде первой инстанции, которым суд дал надлежащую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии нет оснований.

Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 18 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи