Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Признание информации запрещенной к распространению на территории РФ
Документ от 18.06.2019, опубликован на сайте 25.06.2019 под номером 81339, 2-я гражданская, о признании информации, запрещенной к распространению на территории РФ, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Рыбаков И.А.                                                                      Дело № 33а-2320/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                  18 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению помощника прокурора Мелекесского района Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 12 марта                 2019 года, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска прокурора Мелекесского района Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                Сальникова А.А., поддержавшего доводы  апелляционного представления,  судебная коллегия,

 

установила:

прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с  иском в защиту прав и интересов  Российской Федерации и неопределенного круга лиц  к Управлению Роскомнадзор по Ульяновской области  о признании информации  запрещенной к распространению на  территории Российской Федерации.

В обоснование иска указал, что  прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области в рамках надзора за соблюдением законодательства о противодействии терроризму осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в ходе которого установлен факт свободного доступа неопределенного круга лиц через страницу Интернет-сайта *** к противоправной и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации.

На указанной странице сайта размещается информация об изготовлении боевого оружия.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием Интернет-сайта и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.

Сведения, размещенные на указанной странице Интернет-сайта, нарушают требования федерального законодательства, предусматривающего правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в Российской Федерации. 

Информация о продаже боевого оружия и боеприпасов к нему без требований на предъявление разрешения и лицензии, размещенная на выявленном Интернет-сайте, является незаконной и фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Просил признать информацию, содержащуюся в сети «Интернет» на странице сайт ***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указателей страниц сайта ***  в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Мелекесского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое судебное решение.  Указывает, что на странице интернет-сайта %!http://elvnxfin.appspot.com/kak-sdelat-samodelnyy-pistolet-shema.html!%  на ряду с изображениями, распространение которых не запрещено, размещена информация об изготовлении боевого оружия в виде схем с указанием составных частей самодельного оружия и полученного результата в виде незаконно изготовленных боевых пистолетов, ножа с выстреливающим лезвием. Учитывая, что нелегальный оборот оружия в стране, преступления, связанные с его использованием и применением, приняли угрожающий безопасности государства характер, любая информация, побуждающая к незаконному изготовлению оружия, должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Представитель  Управления Роскомнадзора по Ульяновской области в  заседание суда  апелляционной инстанции, не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия  приходит к следующему.

Согласно ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно подп.4  п.2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является  нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

Отказывая прокурору Мелекесского района Ульяновской области в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что информация, размещенная на указанном прокурором сайте, не содержит сведений о способе и порядке изготовления, переделки, ремонта, приобретение, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения огнестрельного оружия, его  основанных частей, боеприпасов.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции не соответствующими требованиям закона.

Согласно ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовных и административно-наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами РФ, о нарушении прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в сфере распространения информации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»  к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение ряда федеральных органов власти, перечень которых определен указанной статьей, а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанная статья устанавливает исчерпывающий перечень военизированных организаций, наделенных правом использовать и применять боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

В силу ст. 9 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. В силу ст. 9.1  Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Статьей 18 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

В соответствии с п. 8 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 № 1314 продажа, передача и приобретение оружия должны оформляться документами установленного образца, перечень, форма и порядок ведения которых определяются нормативными правовыми актами соответствующих государственных военизированных организаций.

Статьями 222, 223 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконные изготовление, переделку, ремонт, приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов.

Из приведенных положений действующего федерального законодательства следует, что изготовление, продажа огнестрельного оружия и боеприпасов к нему без разрешительных документов, являются преступными действиями, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность.

Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

В соответствие с пп. «д» п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.12.2009 Президентом Российской Федерации (далее – Концепция), к одному из основных внутренних факторов, обусловливающих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, является недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Согласно пп. «в» п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся правовые меры, в том числе, реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем.

С учетом изложенных правовых норм в их взаимосвязи, информация об изготовлении боевого оружия и боеприпасов к нему без требований на предъявление разрешения и лицензии, размещенная на выявленном Интернет-сайте, является незаконной и фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010  № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» данная ссылка предусматривает возможность побуждения детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью. Указанная информация причиняет вред здоровью и развитию несовершеннолетних.

В соответствии с п.п. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2016 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»    в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых  деяний.

В соответствии со ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 27.07.2016 № 149-ФЗ    «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно, без ограничений при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2016 № 149-ФЗ    «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2016 № 149-ФЗ    «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.

Таким образом, распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Согласно акту осмотра от 22.01.2019 помощником прокурора Мелекесского района Ульяновской области Пронько Н.П. осуществлен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет». В ходе проведенной проверки выявлен Интернет-ресурс, размещенный по адресу: %!http://elvnxfin.appspot.com/kak-sdelat-samodelnyy-pistolet-shema.html!% на странице которого имеется видео с информацией об изготовлении самодельного боевого оружия. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение отсутствует. С помощью программного обеспечения Windows7-Paint произведен снимок экрана монитора, на котором расположено изображение Интернет-ресурса, полученное при помощи персонального компьютера и показывающее в точности страницу Интернет-ресурса %!http://elvnxfin.appspot.com/kak-sdelat-samodelnyy-pistolet-shema.html!%. С помощью сайта %!http://www/nic.ru/whois!%  установлено, что сайт располагается не на территории Российской Федерации, а на сайте *** было установлено, что названный сайт не находится в реестре сайтов, запрещенных на территории  Российской Федерации.

Из приобщенных  в  заседании  суда апелляционной инстанции к материалам дела копий скриншотов усматривается, что на странице Интернет-ресурса http://elvnxfin.appspot.com/kak-sdelat-samodelnyy-pistolet-shema.html до настоящего времени  размещена информация об изготовлении самодельного боевого оружия и скопировать информацию в электронном варианте может любое лицо как Интернет-пользователь, местонахождение Интернет-ресурса %!http://elvnxfin.appspot.com/kak-sdelat-samodelnyy-pistolet-shema.html!% указано за пределами Российской Федерации, и названный сайт не находится в реестре сайтов, запрещенных на территории Российской Федерации.

Однако это не было учтено судом при рассмотрении настоящего дела.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение Мелекесского районного суда  Ульяновской области от  12 марта 2019 года подлежат отмене, а исковые требования - удовлетворению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Мелекесского районного суда  Ульяновской области от 12 марта                   2019 года отменить, принять новое решение.

Исковые требования прокурора  Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в сети «Интернет» на страницах сайта  %!http : //elvnxfin.appspot.com/kak – sdelat – samodelnyy – pistolet - shema.html!% запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда является основанием для включения указателей страниц сайта %!http://elvnxfin.appspot.com/kak-sdelat-samodelnyy-pistolet-shema.html!% в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

 

Председательствующий

 

Судьи: