Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение льготными лекарствами
Документ от 04.06.2019, опубликован на сайте 13.06.2019 под номером 81173, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании расходов на приобретениен лекарств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                     Дело № 33-2226/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        4 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Петрова Юрия Александровича к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области выразившееся в необеспечении Петрова Юрия Александровича лекарственными препаратами незаконным.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Петрова Юрия Александровича в возмещение расходов на приобретение 30.11.2018г., 28.12.2018г. лекарственного препарата К*** 21 501 руб. 60 коп.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Петрова Юрия Александровича лекарственными препаратами К*** по рецептам от 14.02.2018г., 14.03.2018г., 21.06.2018г., 06.07.2018г., 15.08.2018г.,24.09.2018г.; Л*** – по рецептам 15.08.2018г., 24.09.2018г.; А*** по рецепту от 24.09.2018г.; и***  по рецептам от 14.02.2018г., 16.03.2018г., 04.04.2018г., 20.06.2018г., 06.07.2018г., 14.08.2018г., 05.10.2018г.

В остальном в удовлетворении иска отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения  прокурора Федечко Ф.И.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Петрова Ю.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство) о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

Требования обосновал тем, что истец страдает хроническими заболеваниями, имеет право на обеспечение лекарственными препаратами на льготных условиях, но получить назначенные врачом лекарственные препараты истец не мог из-за их отсутствия в аптеках предоставляющих льготные лекарства. Для продолжения лечения истец вынужден был за свой счёт приобрести медицинский препарат К*** *** по рецептам от 13.11.2018 и от 05.12.2018.

В силу ст. ст. 39, 41 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 10, 18, 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. ст. 6.1. 6.2. Федерального закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 3 постановления Правительства РФ от 30.07.1994  № 890, п.п. 2.3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29. 12.2004 № 328,  п.1  постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 №387-П ответчик обязан был обеспечить истца необходимыми ему лекарственными препаратами.

Просил обязать Министерство выплатить истцу Петрову Ю.А. компенсацию за приобретение лекарственного препарата К*** *** 21 502 руб. 20 коп., а также обязать обеспечить Петрова Ю.А. медицинскими препаратами: К*** по рецептам от 14.02.2018, 14.03.2018, 21.06.2018, 06.07.2018, 15.08.2018, 24.09.2018; Л*** – по рецептам 15.08.2018, 24.09.2018; А*** по рецептам от 24.09.2018; и***  по рецептам от 14.02.2018, 16.03.2018, 04.04.2018, 20.06.2018, 06.07.2018, 14.08.2018, 05.10.2018 (далее - Лекарственные препараты).

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №4».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «К***», «Л***», «А***», медицинские изделия – и***, согласно соответствующему государственному контракту. Таким образом, Министерство не бездействовало по обеспечению истца данными лекарствами и медицинскими изделиями. 

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Дополняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы Петров Ю.А. был обеспечен и*** по льготному рецепту от 17.12.2018.

Считает, что необеспечение истца лекарственным препаратом, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, не может быть назначено по решению суда. 

Указывают на наличие срока действия рецептов, по истечению которых Министерство не вправе выдавать лекарственные препараты. 

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить истца необходимым лекарственным препаратом по причине завершения 2018 финансового года.

Кроме того считает, что обязательства по возмещению Петрову Ю.А. денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, у Министерства не возникло.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Петров Ю.А., ***  года рождения,  является инвалидом ***, наблюдается в ГУЗ Городская поликлиника № 4 города Ульяновска с диагнозом: ***.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у Петрова Ю.А. заболеванием ему  назначено лечение и выписаны  препараты: К*** по рецептам от 14.02.2018, 14.03.2018, 21.06.2018, 06.07.2018, 15.08.2018, 24.09.2018, 13.11.2018, 05.12.2018; Л*** – по рецептам 15.08.2018, 24.09.2018; А*** по рецептам от 24.09.2018; и***  по рецептам от 14.02.2018, 16.03.2018, 04.04.2018, 20.06.2018, 06.07.2018, 14.08.2018, 05.10.2018. 

Однако по указанным рецептам истец  данными препаратами, изделиями медицинского назначения обеспечен не был.

В связи с не обеспечением по льготным рецептам от 30.11.2018 и 28.12.2018 препаратом к***, Петров Ю.А. приобрел его за свой счет   на сумму 21 501  руб. 60 коп.

Препаратами: К*** о рецептам от 14.02.2018, 14.03.2018, 21.06.2018, 06.07.2018, 15.08.2018, 24.09.2018, 13.11.2018, 05.12.2018; Л*** – по рецептам 15.08.2018, 24.09.2018; А*** по рецептам от 24.09.2018; и***  по рецептам от 14.02.2018, 16.03.2018, 04.04.2018, 20.06.2018, 06.07.2018, 14.08.2018, 05.10.2018 истец до настоящего времени  не обеспечен.

Данный факт  ответчиком не оспаривался и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Петров Ю.А. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истца  лекарственными препаратами по назначению врача: К*** о рецептам от 14.02.2018, 14.03.2018, 21.06.2018, 06.07.2018, 15.08.2018, 24.09.2018, 13.11.2018, 05.12.2018; Л*** – по рецептам 15.08.2018, 24.09.2018; А*** по рецептам от 24.09.2018; и***  по рецептам от 14.02.2018, 16.03.2018, 04.04.2018, 20.06.2018, 06.07.2018, 14.08.2018, 05.10.2018, а также выплатить истцу компенсацию за самостоятельно приобретенный лекарственный препарат по льготным необеспеченным  рецептам от 30.11.2018, 28.12.2018  в размере 21 501 руб. 60 коп.  

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение Петрова Ю.А. необходимым ему лекарственным препаратом, тем более, что Министерство обязанность по закупке препаратов: к***, л***, а***, а также и***  выполнило, невыдача же препарата истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача Петрову Ю.А. бесплатно лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственным препаратом только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данного препарата впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования обязал ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами и изделием медицинского назначения только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истец постоянно нуждается в приеме данных препаратов, соответственно оснований полагать, что истец будет обеспечен ими сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился и обеспечить истца по  рецептам  датированным 2018 годом, т.е. за прошедший год у ответчика не имеется возможности, поскольку это не освобождает ответчика от обязательств по обеспечению льготной категории граждан бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: