УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Родина Н.Ю. Дело № 33-2075/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
4 июня 2019 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Чурбановой
Е.В., Казаковой М.В.
при секретаре
Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Егоровой Светланы
Юрьевны на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 20 февраля
2019 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования Егоровой Светланы Юрьевны удовлетворить частично.
Признать за Егоровой
Светланой Юрьевной право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с
работой и проживаем на территории зоны с льготным социально-экономическим
статусом со снижением пенсионного возраста на 1 год.
В остальной части
уточненные исковые требования Егоровой Светланы Юрьевны оставить без
удовлетворения.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Егорова С.Ю.
обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к
Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации
в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФ РФ в
Инзенском районе) о назначении досрочной пенсии по старости в связи с
проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим
статусом.
Требования мотивировала
тем, что при обращении в ГУ - УПФ РФ в Инзенском районе для решения вопроса о
назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста на 3 года в
соответствии со ст. 34 Закона РФ о ЧАЭС, ответчик в связи с проживанием истицы в г. Инза, на
территории зоны со льготным социально - экономическим статусом, снизил
указанный возраст всего на 1 год, т.к.
МБУ «Б***» выдало справку № *** от 16.03.2017 о проживании в г. Инза ул. Л***
д. ***, в период с 05.10.1990 по 05.10.1991 и в период с 22.02.1994 по
01.02.1998, т.е. 4 года 11 месяцев 11 дней.
Считает, что она
имеет право на абсолютное снижение возраста дополнительно на 1 год в связи с
тем, что она обучалась в Саранском филиале Московского кооперативного института
и в период с 26.06.1986 по 01.08.1986 проходила практику в Инзенском Р*** и все
это время проживала в г. Инза ул. Л. Толстого д. 5, в общежитии Инзенского Д***
(1 месяц 6 дней). Также она проходила практику в Инзенском Р*** в период с
10.02.1987 по 25.04.1987, что подтверждается справкой № *** от 18.10.2018.
Кроме того, в период с 18.08.1987 по 17.09.1990 Егорова С.Ю. постоянно работала
в Инзенском Р***, в г. Инза, т.е. 3 года 1 месяц, в Инзенской средней школе № ***
в период с 10.10.1990 по 17.06.1991 – 8 месяцев 8 дней, с 17.06.1991 по
06.08.1992 работала в Б.Сызганском к*** – 1 год 1 месяц 20 дней, при том все это время постоянно проживала в г. Инза
ул. Л*** д. ***. В период с 01.09.1992 по 06.06.1997 работала в Инзенском х***
– 4 года 9 месяцев 6 дней, в период с 07.06.1997 по 22.01.1998 работала у ИП П***
в г. Инза – 7 месяцев 16 дней. При этом в указанные периоды, т.е. с 18.08.1987
по настоящее время постоянно проживает в г. Инза, т.е. всего постоянно
проживала в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в г.
Инза, 10 лет 5 месяцев 14 дней. В связи с изложенным считает отказ ответчика о
назначении досрочной пенсии по старости с 19.10.2018 в связи с проживанием и
работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом
необоснованным, т.к. имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 3
года, согласно Закона о ЧАЭС.
Просила назначить ей досрочную
пенсию по старости с 19.10.2018 в связи с проживанием и работой на территории
зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Рассмотрев исковые требования по
существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной
жалобе Егорова С.Ю., просит изменить решение суда первой инстанции,
удовлетворить её исковые требования.
Указывает в
обоснование своей позиции доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом
заявлении.
Считает, что ею были
предоставлены суду все необходимые доказательства в обоснование своей позиции о законности
снижения пенсионного возраста, в том числе и
показания свидетелей, допрошенных судом первой инстанции.
В отзыве на
апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Инзенском районе просит оставить решение суда
без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и
времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии со
ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по
старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие
возраста 55 лет (в редакции, действовавшей на момент обращения Егоровой С.Ю. в
пенсионный орган по вопросу досрочного назначения страховой пенсии по
старости).
В силу ст.34 Закона
РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по возрасту гражданам, постоянно
проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом, назначаются с уменьшением возраста выхода на
пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы
на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но
не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию
к ст.25 указанного закона первоначальная величина снижения пенсионного
возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан,
проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории,
подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на
Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на
указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до
принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон
радиоактивного загрязнения.
Из
материалов дела следует, что 19.10.2018
Егорова С.Ю. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском
районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по
старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на абсолютную
величину 1 год в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», как лицо, работавшее (проживающее) на территории с льготным
социально-экономическим статусом.
По
итогам рассмотрения представленных
документов решением ГУ – УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области
(межрайонное) от 17.12.2018 Егоровой
С.Ю. было отказано в назначении с 19.10.2018 пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста на 3 года в связи с отсутствием требуемой
продолжительности проживания (работы) в зоне загрязнения.
Не
согласившись с данным решением, Егорова С.Ю. оспорила его в судебном порядке.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не
установлено.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557 город Инза Ульяновской области был
включен в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались
радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и
отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню
населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.121997 № 1582, город Инза с 01.02.1998
не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с п.
100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии,
установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения
накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному
обеспечению», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28.11.2014 №958н, проживание в зонах радиоактивного загрязнения,
предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1, подтверждается удостоверениями
установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных
зонах; работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения,
предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1, подтверждается документами,
предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемые в страховой
стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением
Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и
подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Согласно
представленных трудовой книжки и справок, Егорова С.Ю. в период
с 05.08.1987 по 15.10.1987 (2 месяца 10 дней) и с 19.10.1987 по
27.02.1989 (1 год 4 месяца 8 дней) постоянно работала в И*** и заготконторе И***.
В соответствии с
представленной справкой, истица была зарегистрирована и постоянно
проживала на территории города Инза с 05.10.1990 по 05.10.1991 и с
22.02.1994 по 31.01.1998 (4 года 11 месяцев 9 дней).
Таким образом, общий
период постоянного проживания и работы истицы в зоне с льготным социального
экономическим статусом составил 6 лет 5
мес. 27 дней).
Исходя из
вышеизложенного вывод суда о том, что
Егорова С.Ю. имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости в связи с проживанием в зоне с льготным социальным экономическим
статусом со снижением общеустановленного возраста на 1 год, является правильным
и не противоречит закону.
При таких
обстоятельствах, суд правомерно отказал истице в удовлетворении исковых
требований об обязании ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по
старости с 19.10.2018.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что суд необоснованно отказал в признании периодов ее работы: с 03.03.1989 по 17.09.1990 (1 год
6 месяцев 14 дней) экспедитором Валгусского КП; с 01.09.1992 по 06.06.1997
работала в И***; а также периодов прохождения практики в И*** с 26.06.86 по 01.08.86 и с 10.02.87 по
25.04.87, периодами постоянного проживания и работы в городе Инза, т.е. зоне с
льготным социально экономическим статусом, несостоятельны и не влекут отмену
судебного решения.
Так, периоды
прохождения практики в И*** с 26.06.1986 по 01.08.1986 и с 10.02.87 по 25.04.87 не подтверждают факт постоянного проживания и
постоянной работы на территории с льготно социально-экономическим статусом.
Законодатель связывает право на льготы при условии постоянного проживания либо
постоянной работы в данной местности, другие основания нахождения в данной местности
или периодический приезд в данный населенный пункт не является основанием
для досрочного назначение пенсии.
Согласно сведений,
представленных МУ Администрации МО Валгусское сельское поселение» от 11.02.2019
за № 21 в 1989-1990 в состав поселения входили следующие населенные пункты:
Валгуссы, Палатово, Аксаур, Первомайское, Пятино, Тияпино, Большое Шуватово,
Малое Шуватово, д. Налитово, с. Мамырово.
Согласно ответа на
запрос суда № *** от 01.02.2019 и № ***
от 19.02.2019, представленных И***, следует, что к Валгусскому КП относились
следующие села: Валгуссы, Палатово, Аксаур, Первомайское, Пятино, Тияпино,
Б.Шуватово. Валгусское КП не являлось юридическим лицом и филиалов не имело.
Работа экспедитора Валгусского КП заключалась в развозе товара по магазинам,
расположенным в селах Валгусского КП.
Поскольку ни одно из
указанных сел не отнесено к зоне с льготным социально-экономическим
статусом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что период работы
истицы экспедитором Валгусского КП также не дает ей права на снижение
общеустановленного возраста выхода на пенсию.
Из сведений,
представленных Архивным отделом администрации МО «Инзенский район» № *** от
20.03.2017, следует, что документы И*** на хранение в муниципальный архив не
поступали. Таким образом, документальное подтверждение того, что в период
работы истицы в И*** с 01.09.1992 по
22.02.1994 (т.е. дату постоянной регистрации истицы в городе Инза), она
постоянно проживала и исполняла свои должностные обязанности в зоне с льготным
социально экономическим статусом, отсутствует.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В остальной части
доводы, приведенные в апелляционной жалобе Егоровой С.Ю. аналогичны доводам
искового заявления и им судом была дана надлежащая правовая оценка, а потому
основанием к отмене судебного решения не являются.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Егоровой
Светланы Юрьевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: