Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 04.06.2019, опубликован на сайте 25.06.2019 под номером 81123, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарсвтенным препаратом, взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                  Дело № 33-2190/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     4 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области произвести Костычеву Вячеславу Анатольевичу компенсацию самостоятельно затраченных средств за приобретение лекарственного препарата «F***» на сумму 3306 руб. по необеспеченным  рецептам от 01.11.2018 и  от 03.12.2018.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Костычева Вячеслава Анатольевича лекарственным препаратом «F***» по рецепту от 01.10.2018.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска в интересах Костычева В.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения  Ульяновской  области о возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами. В обеспечение требований указал, что Костычев В.А. является инвалидом *** группы, наблюдается в поликлинике ГУЗ «Городская поликлиника №1 им. С.М. Кирова». В связи с заболеванием Костычеву В.А. назначено применение по льготным рецептам лекарственного препарата «F***». В связи с не обеспечением рецептов от 01.11.2018, от 03.12.2018,  от 11.01.2019 препаратом «F***», истец приобрел за свой счет 06.11.2018, 06.12.2018, 27.12.2018 указанный медицинский препарат на сумму 4939 руб. По рецепту от 01.10.2018 истец до настоящего времени лекарством не обеспечен.  Просил обязать ответчика обеспечить Костычева В.А.  лекарственным препаратом «F***» по рецепту от 01.10.2018; взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 4939 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался истребуемый лекарственный препарат согласно соответствующему государственному контракту. Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом, исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Полагает, что не обеспечение истца лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.  Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим лекарственным препаратом. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарствами по причине завершения 2018 финансового года. Полагает, что обязательства по возмещению Костычеву В.А. денежных средств в размере 3306 руб. за приобретение лекарственного препарата «F***» по необеспеченным  рецептам от 01.11.2018 и  от 03.12.2018 у Министерства не возникло. 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Костычев В.А. является инвалидом *** группы, наблюдается в поликлинике ГУЗ «Городская поликлиника №1 им. С.М. Кирова», в связи с заболеванием ему назначено применение по льготным рецептам лекарственного препарата «F***».

Костычеву В.А. были выписаны льготные рецепты от 01.11.2018, 03.12.2018,  11.01.2019 на получение лекарственного препарата «F***». Поскольку по данным рецептам истец не был вовремя обеспечен спорным лекарством, он приобрел за свой счет 06.11.2018, 06.12.2018, 27.12.2018 указанный медицинский препарат на сумму 4939 руб. По рецепту от 01.10.2018 истец до настоящего времени не обеспечен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Ленинского района города Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Костычева В.А., не установлено.

В ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В п. 5 ч. 1 ст. 29 вышеуказанного Закона указано, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Таким образом, на основании вышеприведённых правовых норм,           Костычев В.А., являясь инвалидом *** группы, при наличии у него права на льготное лекарственное обеспечение, на собственные средства приобрёл лекарственные препараты по выписанным ему рецептам от 06.11.2018, 06.12.2018, в связи с чем расходы истца на их приобретение должны быть возмещены за счет Министерства.

Между тем, 27.12.2018 Костычев В.А. приобрел лекарственный препарат по своему усмотрению, до выписки лечащим врачом нового льготного рецепта  от 11.01.2019, поэтому судом в удовлетворении требований в данном части правомерно отказано. 

Надлежащим ответчиком по делу является Министерство здравоохранения Ульяновской области, поскольку пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере здравоохранения.

В соответствии с п.48 ст. 2.1 Положения Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Костычев В.А.

Поскольку права Костычева В.А. в части обеспечения его лекарственными препаратами были нарушены, на Минстерство возлагается обязанность по восстановлению его нарушенного права и обеспечению его спорным лекарством.

Доводы, приведенные Министерством относительно того, что обеспечение заявителя лекарственными препаратами относится к компетенции АО «УльяновскФармация»,  несостоятельны, поскольку доказательств наличия необходимого запаса лекарственного препарата для обеспечения Костычева В.А. по выписанным ему рецептам, Министерством суду не представлено. Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Довод Министерства об отсутствии у них возможности выдать спорный лекарственный препарат по причине истечения срока действия выписанных лечащим врачом рецептов, не состоятелен, поскольку Костычев В.А., в связи с имеющимся у него заболеванием, постоянно нуждается в приёме данного лекарства.

Иные доводы, приведённые Министерством в апелляционной жалобе, судебная коллегия так же считает несостоятельными.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ч.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: