УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Трубачёва И.Г. Дело №
33-1800/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
14 мая
2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 января 2019 года,
по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской
области удовлетворить.
Обязать государственное учреждение здравоохранения
«Ульяновская районная больница» в срок до 01.12.2019 устранить нарушения
санитарно-эпидемиологического законодательства в фельдшерско-акушерском
пункте, расположенном по
адресу: У*** область, У*** район, п. Л***, а именно:
привести с соответствие с требованиями п.4.2, 4.4 главы 4
раздела 5 СанПиН 2.1.2.2630-10 поверхность пола;
оборудовать горячим водоснабжением от централизованного или
местного источника в соответствии с п. 5.2 главы 5 раздела 5 СанПиН
2.1.3.2630-10
промаркировать уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь,
швабры) в соответствии с п.9.2 главы 9 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10
обеспечить хранение уборочного инвентаря (ведра, тазы,
ветошь, швабры) в выделенном помещении (шкафу) в соответствии с п.9.2 главы 9
раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Обязать государственное учреждение здравоохранения
«Ульяновская районная больница» в срок до 01.12.2019 укомплектовать
фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: У*** область, У***
район, п. Л***:
тумбочками медицинскими в количестве 2 шт., столами
манипуляционным и инструментальным по 1 шт., креслом гинекологическим в
количестве 1 шт., электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным -1 шт.,
автоматическим дефибриллятор - 1 шт., тонометром для измерения артериального
давления на периферических артериях с манжетами для измерения артериального
давления у детей, в том числе до 1 года - 1 шт., щитом спинальным с устройством
для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным - 1 шт., костылями 2 шт.,
одеялом с подогревом - 1 шт., секундомером - 2 шт., кислородным ингалятором - 1
шт., тест полосками к анализатору уровня сахара крови - 1 шт., весами
напольными для взрослых - 1 шт., весами для детей до 1 года - 1 шт.,
дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу) — 1 шт., пульсоксиметром портативным
- 1 шт., .спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками) - 1 шт., набором
для проведения коникотомии одноразовым -1 шт., носилками в количестве 1 шт.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по
устранению нарушений
санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о
здравоохранении в ГУЗ «Ульяновская районная больница».
В иске к Правительству Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора
Федечко Ф.И., полагавшего решение суда
первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в
суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения (далее - ГУЗ) «Ульяновская районная больница»,
Правительству Ульяновской области, Министерству здравоохранения семьи и
социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время - Министерство
здравоохранения Ульяновской области) об устранении нарушений
санитарно-эпидемиологического законодательства, выделении денежных средств.
В обоснование требований указал, что при осуществлении медицинской деятельности
ГУЗ «Ульяновская районная больница» допускаются
нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее - СанПиН
2.1.3.2630-10). Просил обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» в срок до
01.05.2019 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в
фельдшерско-акушерском пункте,
расположенном по адресу:
У*** область, У*** район, п.Л***,
а именно: привести с соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2.2630-10
поверхность пола, оборудовать горячим водоснабжением от централизованного или
местного источника, промаркировать уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь,
швабры), обеспечить хранение уборочного инвентаря (ведра, тазы, ветошь, швабры)
в выделенном помещении (шкафу); обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» в
срок до 01.05.2019 укомплектовать фельдшерско-акушерский пункт, расположенный
по адресу: У*** область, У*** район, п.Л***, тумбочками медицинскими в
количестве 2 шт., столами манипуляционным и инструментальным по 1 шт., креслом
гинекологическим в количестве 1 шт., электрокардиографом портативным 3- или
6-канальным -1 шт., автоматическим дефибриллятор - 1 шт., тонометром для
измерения артериального давления на периферических артериях с манжетами для
измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года - 1 шт., щитом
спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным - 1
шт., костылями 2 шт., одеялом с подогревом - 1 шт., секундомером - 2 шт.,
кислородным ингалятором - 1 шт., тест полосками к анализатору уровня сахара
крови - 1 шт., весами напольными для взрослых - 1 шт., весами для детей до 1
года - 1 шт., дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу) — 1 шт.,
пульсоксиметром портативным - 1 шт., .спирометром (портативным с одноразовыми
мундштуками) - 1 шт., набором для проведения коникотомии одноразовым -1 шт.,
носилками в количестве 1 шт.; обязать Правительство Ульяновской области,
Министерство здравоохранения, семья и социального благополучия Ульяновской
области выделить Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская
районная больница» при недостаточности средств у данного учреждения денежные
средства на устранение вышеуказанных нарушений санитарно-эпидемиологического
законодательства и законодательства о здравоохранении.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица
был привлечён Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой
инстанции принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить решение суда. Указывает, что ГУЗ
«Ульяновская районная больница» является юридическим лицом, осуществляющим
медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, ее финансирование
осуществляется, в том числе, за счет средств обязательного медицинского
страхования и средств федерального бюджета, больница получает доход от
предпринимательской или иной деятельности. Считает, что Министерство не может
выступать ответчиком в настоящем споре, поскольку, как исполнительный орган
государственной власти, финансируется за счет средств областного бюджета,
которые имеют строго целевой характер. Дополнительное финансирование на
исполнение предписаний Роспотребнадзора Ульяновской области не предусмотрено.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство
Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без
удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, извещённых о времени и
месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет
интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем
установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с
учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий
пребывания пациентов в медицинских организациях.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования
санитарного законодательства при выполнении работ и оказании услуг.
Судом установлено, что фельдшерско-акушерский пункт (далее –
ФАП), расположенный по адресу: У*** область, У*** район, п.Л***, является
структурным подразделением ГУЗ «Ульяновская районная больница». В ФАП в п. Л***
имеется ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых
нормативно-правовыми актами к организациям, осуществляющим медицинскую
деятельность, установленных постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), а
именно: требованиями п. 4.2, 4.4 главы 4 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 не
соответствуют полы помещения, что не позволяет
проводить качественную уборку моющими и дезинфицирующими средствами; в
нарушение п. 5.2 главы 5 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинские кабинеты
ФАП не оборудованы горячим водоснабжением от централизованного или местного
источника; в нарушение п. 9.2 главы 9
раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 уборочный
инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры)
не имеют маркировки с указанием помещений и видов уборочных работ, уборочный инвентарь хранится вне шкафа.
Кроме того, в нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н, которым утверждено
Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому
населению, ФАП п. Л*** не оснащен тумбочками медицинскими,
столами манипуляционным и инструментальным,
креслом гинекологическим, электрокардиографом портативным, автоматическим дефибриллятором, тонометром для
измерения артериального давления на
периферических артериях с манжетами для измерения артериального давления у
детей, в том числе до 1 года, щитом спинальным с устройством для
фиксации головы, рентгенпрозрачным,
амагнитным, костылями, одеялом с подогревом,
секундомером, кислородным ингалятором, тест - полосками к анализатору
уровня сахара крови, весами напольными для
взрослых, весами для детей до 1 года, дыхательным
аппаратом ручным (мешок Амбу), пульсоксиметром портативным, спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками), набором для проведения коникотомии
одноразовым.
Установив данные нарушения действующего законодательства в сфере
обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к медицинским организациям,
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на ГУЗ
«Ульяновская районная больница» обязанности по их устранению, а также
доукомплектованию пункта необходимой мебелью и медицинскими изделиями.
Согласно
п. 1 ст.
123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственное или
муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным
учреждением.
В
силу п. 1 ст. 9.2
Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная
Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным
образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения
реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий
соответственно органов государственной власти (государственных органов) или
органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта,
а также в иных сферах.
В
соответствии с ч. 6 ст. 9.2
Федерального закона «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение
выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением
осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы
Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П и
действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, Министерство
являлось исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной
политики в сфере охраны здоровья.
Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что Министерство
осуществляет свою деятельность, в том числе,
через медицинские организации государственной системы здравоохранения
(учреждения здравоохранения), в отношении которых осуществляет функции и
полномочия учредителя.
Министерство осуществляет функции главного распорядителя и
получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на
содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также
главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области
(п.2.2.17 Положения), получает и распределяет средства областного бюджета
Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные
трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и
приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество
(п.2.2.19 Положения).
Из пункта 1.1. Устава ГУЗ «Ульяновская районная больница»
следует, что учреждение является
государственным учреждением здравоохранения, созданным для оказания
государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных
функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством
Российской Федерации полномочий Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области,
являющегося по отношению к больнице учредителем. Согласно п.1.4 Устава –
учреждение представляет собой
некоммерческую организацию, тип учреждения - бюджетное.
Исходя из указанных выше положений закона, а также правового
статуса ГУЗ «Ульяновская районная больница», учитывая, что соблюдение
санитарно-эпидемиологических нормативов, а также укомплектование
фельдшерско-акушерского пункта медицинскими изделиями и мебелью, необходимо для
выполнения задач оказания гражданам п. Л*** первичной медицинской помощи, суд
первой инстанции правомерно возложил финансирование данных мероприятий на
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные Министерством здравоохранения
Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не
могут повлечь отмену решения суда, поскольку не основаны на нормах
вышеуказанного законодательства.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 января 2019 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: