Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 23.04.2019, опубликован на сайте 08.05.2019 под номером 80461, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                                     Дело № 33-1954/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                23 апреля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 января 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Заключнова Дмитрия Евгеньевича следующими лекарственными препаратами:

- «***» в объеме 75 мг № 28 в количестве 3 единиц по льготным рецептам от 04.09.2018 серии 731810 № 37306, от 08.10.2018 серии 731810 № 43181, от 02.11.2018 серии 731810 № 47277;

- «***» в объеме 20 мг №30 в количестве 2 единиц по рецептам от 04.09.2018 серии 731810 № 37307 и от 02.11.2018 серии 731810 № 47279 и в объеме 10 мг №30 в количестве 1 единицы по рецепту от 08.10.2018 серии 731810 №43180;

- «***» в объеме 300 мг+65 мг №50 в количестве 5 единиц по рецептам от 04.09.2018 серии 731810 № 37309, от 08.10.2018 серии 731810 № 43182 и от 02.11.2018 серии 731810 № 47278.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действуя в интересах Заключнова Д.Е., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области (ранее - Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что Заключнов Д.Е., *** г.р., является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» с диагнозом: *** Заключнову Д.Е. врачом ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» была произведена выписка льготных рецептов 04.09.2018 (3 рецепта) на получение лекарственного препарата *** в объеме 75 мг № 28 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 20 мг № 30 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 300 мг+65 мг № 50 в количестве 2 единиц (обеспечен по рецепту лишь 1 упаковкой); 08.10.2018 (3 рецепта) на получение лекарственного препарата *** в объеме 75 мг № 28 в количестве 1 единицы, лекарственного прапарата *** в объеме 10 мг № 30 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 300 мг+65 мг № 50 в количестве 2 единиц; 02.11.2018 (3 рецепта) на получение лекарственного препарата *** в объеме 75 мг № 28 в количестве 1 единицы, лекарственного прапарата *** в объеме 20 мг № 30 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 300 мг+65 мг № 50 в количестве 2 единиц. Указанными препаратами и медицинскими изделиями Заключнов Д.Е. до настоящего времени не обеспечен.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Заключнова Д.Е. лекарственными препаратами по необеспеченным льготным рецептам от 04.09.2018 (3 рецепта) на получение лекарственного препарата *** в объеме 75 мг № 28 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 20 мг № 30 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 300 мг+65 мг № 50 в количестве 1 единицы; от 08.10.2018 (3 рецепта) на получение лекарственного препарата *** в объеме 75 мг № 28 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 10 мг № 30 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата «*** в объеме 300 мг+65 мг № 50 в количестве 2 единиц; от 02.11.2018 (3 рецепта) на получение лекарственного препарата *** в объеме 75 мг № 28 в количестве 1 единицы, лекарственного прапарата *** в объеме 20 мг №30 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 300 мг+65 мг № 50 в количестве 2 единиц.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, производится только лечащим врачом, исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что за назначение, дозировку препарата, несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Поясняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы по выписанному рецепту от 4.09.2018 на лекарственный препарат *** в количестве 2-х упаковок Заключнов Д.Е. был обслужен в количестве 1 упаковки. Дальнейшее обеспечение Заключнова Д.Е. лекарственным препаратом *** Министерством осуществляется. По мнению автора жалобы, необеспечение Заключнова Д.Е. данными лекарственными препаратами, по рецептам указанным в исковом заявлении возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Также ссылается на постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения, Ульяновской области» в соответствии, с которым вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства. Обращает внимание, что Министерство не имеет возможности выдать спорные лекарства по причине истечения срока годности рецептов, указанных в исковом заявлении.

Дополняет, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Полагает, что медицинские показания Заключнова Д.Е. могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами, медицинскими изделиями. Увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Просит учесть, что по данному требованию Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение указанными лекарственными препаратами Заключнова Д.Е. в связи с завершением 2018 финансового года.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Заключнов Д.Е. является инвалидом *** группы в связи с имеющимся заболеванием ***, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Лечащим врачом Заключнову Д.Е. были выписаны льготные рецепты от 04.09.2018 (3 рецепта) на получение лекарственного препарата *** в объеме 75 мг № 28 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 20 мг № 30 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 300 мг+65 мг № 50 в количестве 2 единиц; от 08.10.2018 (3 рецепта) на получение лекарственного препарата *** в объеме 75 мг № 28 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 10 мг № 30 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 300 мг+65 мг № 50 в количестве 2 единиц; от 02.11.2018 (3 рецепта) на получение лекарственного препарата *** в объеме 75 мг № 28 в количестве 1 единицы, лекарственного прапарата *** в объеме 20 мг №30 в количестве 1 единицы, лекарственного препарата *** в объеме 300 мг+65 мг № 50 в количестве 2 единиц.

Однако, Заключнов Д.Е. был обеспечен лишь лекарственным препаратом *** в объеме 300 мг+65 мг № 50 в количестве 1 единицы по льготному рецепту от 04.09.2018, остальными лекарственными препаратами по названным льготным рецептам обеспечен не был в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Заключнова Д.Е. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименован – сахарный диабет.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Заключнова Д.Е. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение), которое действовало на момент разрешения спора.

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Заключнов Д.Е.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Несостоятельными являются и доводы жалобы об отсутствии оснований для обеспечения истца спорными лекарственными препаратами в виду возможного изменения медицинских показаний, а также истечения срока годности рецепта, поскольку из материалов дела следует, что медикаментозная терапия назначена истцу в связи с наличием заболевания «сахарный диабет».

Судебная коллегия также отмечает, что представленные истцом в суд апелляционной инстанции копии льготных рецептов, выписанных Заключнову Д.Е. в 2019 году, не относятся к предмету рассматриваемого спора, поскольку требования заявлены в отношении лекарственных препаратов, которыми истец не был обеспечен в 2018 году.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи