Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 23.04.2019, опубликован на сайте 08.05.2019 под номером 80454, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                                    Дело № 33-1768/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                23 апреля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 января 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Сафонову Анну Григорьевну лекарственным препаратом «***» в объеме 0,4 мг №28 в количестве 1 единицы по льготному рецепту от 03.09.2018 серии 731829 № 13104; *** по рецепту от 03.09.2018 серии 731829 № 13101 в количестве 2 единиц; лекарственным препаратом «***» в объеме 100 мг № 30 в количестве 2 единиц по рецепту от 16.10.2018 серии 731829 №15629; *** в количестве 4 единиц по рецепту от 16.10.2018 серии 731829 №15626.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действуя в интересах Сафоновой А.Г., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области (ранее - Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что Сафонова А.Г., *** г.р., является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №5» с диагнозом: ***. С сентября 2016 Сафоновой А.Г. назначено применение ***. Сафоновой А.Г. врачом «ГУЗ Городская поликлиника №5» была произведена выписка льготных рецептов 03.09.2018 на получение лекарственного препарата «***» в объеме 0,4 мг № 28 в количестве 1 единицы и *** в количестве 2 единиц; 16.10.2018 - «***» в объеме 100 мг №30 в количестве 2 единиц и *** в количестве 4 единиц. Указанными препаратами и медицинскими изделиями Сафонова А.Г. до настоящего времени не обеспечена,

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Сафонову А.Г. лекарственным препаратом «***» в объеме 0,4мг № 28 в количестве 1 единицы по льготному рецепту от 03.09.2018 № 13104; *** по рецепту от 03.09.2018 № 13101 в количестве 2 единиц; лекарственным препаратом «***» в объеме 100 мг № 30 в количестве 2 единиц по рецепту от 16.10.2018 № 15629; *** в количестве 4 единиц по рецепту от 16.10.2018 № 15626.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что за назначение, дозировку препарата, несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Поясняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы по выписанному рецепту от 16.10.2018 на медицинские изделия – *** Сафонова А.Г. была обслужена.

По мнению автора жалобы, необеспечение Сафоновой А.Г. указанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями - *** по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Также ссылается на постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения, Ульяновской области» в соответствии, с которым вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства. Обращает внимание, что Министерство не имеет возможности выдать спорные лекарства по причине истечения срока годности рецептов, указанных в исковом заявлении.

Дополняет, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, указывает, что при рассмотрении искового заявления судом не выяснялся вопрос о нуждаемости пациента в данных лекарственных препаратах и медицинских изделиях в настоящее время. При этом нуждаемость пациента в лекарственных препаратах и медицинских изделиях документально не подтверждена. Полагает, что медицинские показания Сафоновой А.Г. могут измениться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами, медицинскими изделиями.

Также обращает внимание, на то, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Просит учесть, что по данному требованию Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение указанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Сафонову А.Г. в связи с завершением 2018 финансового года.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сафонова А.Г., *** г.р., является инвалидом *** группы в связи с имеющимся заболеванием «***», имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Лечащим врачом Сафоновой А.Г. были выписаны льготные рецепты от 03.09.2018 на получение лекарственного препарата «***» в объеме 0,4 мг № 28 в количестве 1 единицы и *** в количестве 2 единиц, от 16.10.2018 на получение лекарственного препарата «***» в объеме 100мг № 30 в количестве 2 единиц и *** в количестве 4 единиц.

Однако, Сафонова А.Г. не была обеспечена вышеуказанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по названным льготным рецептам в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Сафоновой А.Г. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименован – сахарный диабет.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Сафоновой А.Г. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение), которое действовало на момент разрешения спора.

Согласно п. 1.1 Положения, которое действовало на момент рассмотрения спора, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Сафонова А.Г.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Несостоятельными являются и доводы жалобы об отсутствии оснований для обеспечения истца спорными лекарственными препаратами в виду возможного изменения медицинских показаний, а также истечения срока годности рецепта, поскольку из материалов дела следует, что медикаментозная терапия назначена истцу в связи с наличием заболевания «сахарный диабет».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи