Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения военкомата
Документ от 16.04.2019, опубликован на сайте 08.05.2019 под номером 80453, 2-я гражданская, о возложении обязанности направить на медицинское освидетельствование, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Миллер О.В.                                                             Дело № 33а-1669/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                             16 апреля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» направить Камалиева Рината Эльмировича на повторное медицинское освидетельствование с целью установления категории годности к военной (приравненной к ней) службе в настоящее время.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Камалиева Р.Э., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Камалиев Р.Э. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области о возложении обязанности  направить его на медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе.

В обоснование иска указал, что 15 ноября 2010 года решением ВВК Заволжского района г.Ульяновска он был признан ограниченно годным к военной службе, так как страдал заболеванием – ***, в связи с чем был освобожден от призыва на военную службу.

06.07.2018 он прошел медицинское обследование, в соответствии с которым признан здоровым.

В январе 2019 он обратился к административному ответчику с заявлением, в котором просил выдать ему направление на медицинское освидетельствование с целью выявления годности к военной службе по состоянию здоровья. Однако административный ответчик письмом от 21.01.2019  № Ю/145 отказал в проведении повторного медицинского освидетельствования.

По мнению истца, отказ в проведении повторного медицинского освидетельствования является незаконным, в связи с чем просил суд   возложить на ответчика обязанность направить его на повторное медицинское освидетельствование с целью освидетельствования на предмет годности к военной службе.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен военный комиссар Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области Мидонов Д.В., в качестве административного ответчика - ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» не соглашается с решением суда, считает, что при принятии решения были нарушены нормы материального права, не были доказаны обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку в ходе судебного разбирательства не было установлено, какие права и законные интересы Камалиева Р.Э. нарушил ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Указывает на то, что законодательство не предусматривает проведение медицинского освидетельствования по инициативе граждан, находящихся в запасе. Возможность проведения медицинского освидетельствования не исключается, но не за счет средств казны России.

Если гражданин, не проходивший военную службы и пребывающий в запасе намерен поступить на военную службу по контракту, после сбора необходимых документов по направлению Пункта отбора граждан на военную службу он проходит медицинское освидетельствование. Доказательств того, что Камалиев Р.Э. обращался с заявлением о поступлении на службу по контракту, представлено не было.

Заболевание Камалиева Р.Э. имеет хроническое течение с сезонными обострениями. Вывод суда о том, что действующее законодательство не содержит ограничения для повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья,  является несостоятельным.

В судебное заседание не явились представитель ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», военный комиссар Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области Мидонов Д.В., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Камалиев Р.Э. состоит на воинском учете в военном комиссариате Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области.

По результатам медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией Камалиев Р.Э. с диагнозом -  *** 15.11.2010 признан ограниченно годным к военной службе и зачислен в запас. 

В 19.01.2019 Камалиев Р.Э. обратился в военный комиссариат Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования в связи с изменением состояния здоровья, дающего возможность прохождения военной службы.

Из ответа военного комиссара Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области Мидонова Д.В. от 21.01.2019 № Ю/145 следует, что в направлении на медицинское освидетельствование ему было отказано в связи с тем, что граждане, старше 27 лет, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому освидетельствованию повторно не подлежат.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности данного отказа.

Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 58, пунктам 1 и 3 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. В Российской Федерации, среди прочих видов медицинских экспертиз, проводится военно-врачебная экспертиза. Данная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью), а также решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (п. 1).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п.3 Закона).

Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.6).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, исходя из положений пункта 1 которого военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации  в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

Абзацем десятым подпункта «а» пункта 3 указанного Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возложено проведение медицинского освидетельствования граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Пунктом 69 этого же Положения о военно-врачебной экспертизе  закреплено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Таким образом, действующее законодательство запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, не предусматривает.

В ходе рассмотрения дела истец заявлял, что повторное медицинское освидетельствование необходимо ему для прохождения военной службы по контракту в 31-ой отдельной гвардейской десантно-штурмовой Ордена Кутузова 2-й степени бригаде. Именно этим было вызвано его обращение в Военный комиссариат Заволжского района г.Ульяновска, который делал запросы в медицинские учреждения города с целью установления факта возможного нахождения Камалиева Р.Э. на учете в указанных учреждениях. При этом к заявлению о проведении повторного медицинского освидетельствования Камалиев Р.Э. приобщил медицинское заключение о состоянии здоровья №865/31 ГУЗ ОККВД, согласно которому на момент осмотра он дерматически здоров.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что прохождение Камалиевым Р.Э. медицинского освидетельствования для определения категории его годности к военной службе должно быть организовано именно ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», являющимся территориальным органом Министерства обороны РФ.

Решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 февраля 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: