У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Романова
М.А. Дело № 33а-1911/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
23 апреля 2019 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Трифоновой Т.П.,
судей Смирновой
Ю.В., Буделеева В.Г.,
при секретаре
Расторгуевой Л.О.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города
Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 26
декабря 2018 года, по которому постановлено:
административные
исковые требования Прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в
интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие
муниципального образования «город Ульяновск», выражающееся в неисполнении
возложенных на него обязательств по организации освещения улиц, незаконным.
Обязать
муниципальное образование «город Ульяновск» организовать наружное освещение
автомобильный дороги по *** г.Ульяновска
в соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р
52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства.
Общие требования» (утвержденного приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст).
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации г.Ульяновска и
Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации г.Ульяновска Абитовой
А.Д., подержавшей доводы апелляционной жалобы,
пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить
без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах
неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, уточненным
в ходе рассмотрения дела, к муниципальному образованию «город Ульяновск» о
признании незаконным бездействия.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой
Засвияжского района г.Ульяновска
проверки соблюдения законодательства об общих принципах организации местного
самоуправления и правил благоустройства на территории Засвияжского района
города Ульяновска, было установлено, что администрацией муниципального
образования «город Ульяновск» не обеспечена надлежащая организация уличного
освещения автомобильной дороги по *** в
соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. В настоящее время необходимо
строительство новых сетей освещения (светильники, опоры и освещение).
В связи с этим прокурор просил суд просил признать бездействие
муниципального образования «город Ульяновск», выражающееся в неисполнении
возложенных на него обязательств по организации освещения улиц незаконным;
обязать муниципальное образование «город Ульяновск» организовать наружное
освещение автомобильной дороги по *** в соответствии с требованиями
национального стандарта Российской федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги
автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
(утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 23.10.2007 №270-ст).
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, считает
его необоснованным и подлежащим отмене. Указывает на то, что администрация
города Ульяновска является бюджетным учреждением, все денежные средства,
находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются
в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета
муниципального образования «город Ульяновск». Согласно решению Ульяновской
Городской Думы от 24.05.2006 №90 Управление дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска является отраслевым органом администрации
города Ульяновска, осуществляющим в пределах своих полномочий функции по
решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия в
области дорожной деятельности. 01.02.2018 Управлением был заключен
муниципальный контракт с МУП «УльГЭС», предметом которого являются
обязательства по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту сетей
уличного освещения МО «город Ульяновск».
В настоящее время сети наружного освещения на *** отсутствуют,
необходимо новое строительство сети наружного освещения.
В рамках выделенного финансирования в сформированном адресном
перечне участков, утвержденном протоколом технического совещания от 20.03.2018,
необходимость проведения работ по строительству наружного освещения на ***
предусмотрено не была. Вместе с тем,
выполняя свои обязательства в части организации наружного освещения в МО «город
Ульяновск», администрацией г.Ульяновска
в период 2018 года в с.Кротовка были проведены ремонтные работы по
устройству сети на ***. Выполнение
мероприятий, указанных в решении суда ,возможно при условии дополнительного
финансирования в 2019 – 2020 годах.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора
Засвияжского района города Ульяновска не соглашается с доводами апелляционной
жалобы, решение суда просит оставить без изменения.
В судебное заседание не явился представитель МБУ «Дорремстрой»,
надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений на неё судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного
значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта
бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление
контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении
бюджета поселения (п.1); организация в границах поселения электро-, тепло-,
газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в
пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
(п.4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного
значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного
движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок
(парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью
автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения,
а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных
дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской
Федерации (п.5).
Пунктом 6 части 1
статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного
значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п.п. 3-7
ч.6 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного
решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119, дорожная деятельность
в отношении объектов наружного освещения, расположенных на территории
муниципального образования «город Ульяновск» отнесена к компетенции
администрации города Ульяновска.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона
от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения» основополагающими задачами по обеспечению безопасности
дорожного движения на территории Российской Федерации являются: охрана жизни,
здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также
защита интересов общества и государства путем предупреждения
дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Исходя из требований статей 2,3 указанного
Федерального закона, под безопасностью
дорожного движения понимается
состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его
участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Одним из
основных принципов обеспечения
безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан,
участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной
деятельности.
Статьей 5 данного Федерального закона
установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в
том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного
движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности
дорожного движения.
Содержание дорог на
территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного
движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их
содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным
документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ст.12
Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от
08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных
дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» автомобильная
дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения
транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы
отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные
элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные
сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные
сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты,
элементы обустройства автомобильных дорог.
Технические
требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены
ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы
обустройства. Общие требования».
Пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что
стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах
предусматривают на участках, проходящих
по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В ходе рассмотрения дела было установлено,
что автомобильная дорога по ***
находится в муниципальной собственности.
Обслуживание автодороги осуществляет
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. На
автомобильной дороге по *** освещение отсутствуют ввиду отсутствия сетей
наружного освещения.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно
признал незаконным бездействие
муниципального образования «город Ульяновск», выражающееся в
неисполнении возложенных на него обязательств по организации освещения улиц,
незаконным и обязал муниципальное образование «город Ульяновск» организовать
наружное освещение автомобильный дороги по ***
в соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007
«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие
требования» (утвержденного приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст).
Довод апелляционной
жалобы о невозможности организовать наружное освещение автодороги по
ул.Заводской в с.Кротовка ввиду отсутствия финансирования, на правильность
принятого по делу решения не влияет. Отсутствие финансовых средств не является
основанием для освобождения администрации МО «город Ульяновск», как
исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «город
Ульяновск» (ст. 36 Устава МО «город Ульяновск», утвержденного Решением
Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119), от исполнения возложенных законом обязанностей.
Учитывая, что
решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований
для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного
судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 26 декабря 2018 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: