Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 23.04.2019, опубликован на сайте 14.05.2019 под номером 80434, 2-я гражданская, о возложении обеспечить тест-полосками, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                  Дело № 33-1731/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 23 апреля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 января 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить К*** Е*** О*** *** года рождения *** по рецептам  от 02.10.2018 №*** и от 29.10.2018 №***, на *** по рецепту от 02.10.2018 №***.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Михайловой К.С.,  возражавшей против доводов жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего  К*** Е.О. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области  (Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области) о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями.

Требования мотивировал тем, что проведённой прокуратурой проверкой установлено, что К*** Е.О., *** года рождения наблюдается в поликлинике №7 ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» с диагнозом: ***. Согласно назначениям врача несовершеннолетний истец нуждается в строгом соблюдении режимов ***, замене *** ежедневно, строгом самоконтроле *** 6-8 раз в сутки. Вместе с тем, льготные рецепты на *** от 02.10.2018 №*** и от 29.10.2018 №***, на *** от 02.10.2018 №*** аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечены не были.

Просил обязать ответчика бесплатно обеспечить К*** Е.О., *** года рождения *** по льготным рецептам  от 02.10.2018 №*** и от 29.10.2018 №***, на *** по рецепту от 02.10.2018 №***.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», врач ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» - Папушина М.В.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались спорные медицинские изделия согласно соответствующему государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. 

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Полагает, что необеспечение истца спорным медицинским изделием и препаратом «***» по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Считает, что обеспечение истца спорным медицинским изделием должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Более того полагает, что в судебном заседании суда первой инстанции было необходимо допросить лечащего врача истца.  

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями. 

Указывает на отсутствие возможности обеспечить истца спорными медицинскими изделиями по причине завершения 2018 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу законный представитель несовершеннолетнего Михайлова К.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года          № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены, в том числе сахарный диабет.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики лицам, страдающим диабетом.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения  по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что К*** Е.О., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается  в поликлинике №7 ГУЗ «Детская городская больница г.Ульяновска» с диагнозом: ***, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет федерального бюджета.

Лечащим врачом 2 октября и 29 октября  2018 года истцу были выписаны рецепты на получение ***, 2 октября  2018 года на получение «***».

Указанными медицинскими изделиями он обеспечен не был, в связи с их отсутствием в аптечном учреждении.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2017 № 680-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов  лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п.2.3).

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

На органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, К*** Е.О*** по рецептам  от 02.10.2018 №*** и от 29.10.2018 №***, на *** по рецепту от 02.10.2018 №***!%4!% обеспечен не был.  

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство здравоохранения Ульяновской области по обеспечению К*** Е.О. данными  медицинскими изделиями и *** в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения Ульяновской области (ранее Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области) возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав несовершеннолетнего К*** Е.О. на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения медицинскими изделиями и лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение несовершеннолетнего необходимыми ему медицинскими изделиями в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов медицинскими изделиями (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности ответчика.

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению  К*** Е.О. медицинскими изделиями. 

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан  спорными медицинскими изделиями  произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку необходимость обеспечения К*** Е.О. указанными медицинскими изделиями носит постоянный характер, соответственно обеспечение  им по ранее выписанным рецептам  не приведет  к тому, что он будет  обеспечен свыше необходимого.

Доводы жалобы ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право несовершеннолетнего на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения К*** Е.О. бесплатно на период лечения медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения медицинскими изделиями по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских изделий, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

 

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить К*** Е.О. медицинскими изделиями  по причине окончания 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: